Гольяновский концентрационный возвращает нас к вопросу, когда уже можно считать, что мы живём при фашизме. Вот ликвидация свободы собраний - это фашизм? Или, например, возбуждение в массах ненависти к оппозиции? Или, скажем, жестокие законы в области так называемой "нравственности", "чувств верующих"? Не забываем и про санкционированное властями унижение человеческого достоинства по признакам сексуальных, национальных, религиозных и политических различий.
Как понять, что общество - фашистское? Нужен один большой статусный факт (типа фашистской партии у власти и отмены конституции) - или достаточно некоторого количества "фашистски окрашенных" фактов даже в обществе, официально демократическом?
Ладно. Вы все знаете, что я коммунист. Знаете, что я фрейдомарксист. И наверное вы в курсе, что марксизм считает связь капиталистического общества с фашизмом неизбежной. Для капитализма фашизм - это имунная система, защищающая ядро системы, вшитую в систему несправделивость от вируса свободолюбия и чувства собственного достоинства, рождающегося в рабочих людях. То есть мы, марксисты, уже почти 100 лет говорим: где есть капитализм, там всегда возникают в тех или иных объёмах фашистские ПРАКТИКИ.
Иными словами, это ложный путь - пытаться выяснить, живём ли мы "при фашизме" или ещё нет, а если нет - то когда всё-таки начнём жить. Правильный путь (для тех, кто не готов бороться с капитализмом, но хочет сражаться хотя бы за сохранение человечности и цивилизованности) - это узнавать фашистские практики в действиях власть предержащих и все силы свои бросать на уничтожение этих практик.
И конечно гольяновский концлагерь - это фашистская практика. Но важно понимать, почему. Не потому, что она расистская сама по себе, не потому, что её целью являются не-белые люди. Суть в том, что этих людей лишают их человеческих прав - и не важно, законно ли это делается (в нашем случае - незаконно). Суть в том, что ненасилию меньшинства противопоставляется насилие большинства. Суть в том, что насилующее большинство приучается к мысли о том, что у меньшинства вообще НЕТ ПРАВ ИМЕННО ПОТОМУ, что оно меньшинство.
"Гольяново" - это вопиющий случай. Это - один из самых очевидных примеров того, что в нашем обществе существуют фашистские практики. И ещё это - страшное свидетельство тому, что моральная устойчивость общества перед варварством, перед жестокостью, перед нравственной слепотой становится всё более и более призрачной. И если мы не будем все - все, кто чувствует в себе остатки человечности - добиваться освобождения узников "Гольяново", то очень-очень скоро эта хрупкая плотина прорвётся и пиздец. |