Это премия русской литературе. И русскому языку | |
9.10 10:54 | 3284
|
|
Первым позвонил Юра Феклистов и сказал, что Светлане Алексиевич дали Нобелевскую премию. Ура. Ура. Вот прям зашел в ближайший кабак, взял бокан вина, пью за ее победу. Отсюда и пишу. Я и так хотел сделать несколько уточнений во вчерашний пост, теперь же - сам бог велел. Первое. Закралась фактическая ошибка. Конечно, последняя книга Алексиевич называется "Время секонд-хенд" (вчера написал "Поколение "секонд-хенд). Спасибо, Алексей Михеев, что поправили. Эту книгу, как и ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ книги Алексиевич (собрание произведений) - издало в России издательство "Время". Я от всего сердца поздравляю Бориса Пастернака, Аллу Гладкову, Таню Тимакову, всех-всех, кто работает в этом замечательном издательстве, с этой огромной победой. Вы молодцы! Вы все сделали правильно! Я хочу еще раз подчеркнуть - последняя книга Алексиевич, написанная на русском, разумеется, языке, издана у нас, в России, издательством "Время". Вот так! Второе уточнение. Про Л. Юзефовича - я и вчера написал, и сегодня еще раз пишу о том, что, да, возможно, это мое субъективное восприятие. Да, меня удивило, что-то такое едва уловимое, на вручении приза зрительских симпатий на "Большой книге" в прошлом году - то есть полное отсутствие улыбок, поздравлений, теплых слов. Ну да, формально вручили букетик. Резко удивило. Но в конце концов, каждый имеет право на самочувствие, настроение, на свое мнение, в конце концов. Не в конкретной реакции дело. Просто эмоционально для меня это совпало с общим ощущением - что она чужая, что ее пытаются отторгнуть, и проявляется это в разных вещах - в заметках, блогах, разговорах, в общей холодности к этой книге. Ну вот, пожалуйста, другой пример. Костя Мильчин. Хороший, опять же, парень (кстати, именно он сообщил о высоких букмекерских ставках на нее, и я подумал, что пора вернуться к теме). Вот что он пишет, характеризуя Алексиевич. "Светлана Алексиевич (белорусский писатель руками в жанре рыдательной документальной прозы) 3 к 1 Позиции Алексеевич выглядят в этом году крайне сильно и вовсе не потому, что она дает глупые интервью Медузе или не любит российскую или белорусскую власть. На это шведским академикам плевать. Если и дадут, то за верность особому жанру (который не она придумала) и за принадлежность к региону, который давно ничего не получал". Конец цитаты. Ну все понятно, молодой, горячий джигит, остроумие так и прет... Но никому же в голову не придет, например, сказать, что Костя Мильчин критик не головой, а какой-то другой частью организма. Обидится ведь. Это высказывание, лишь одно из многих - просто маркер распространенного в писательской среде российской отношения к ней. О других маркерах, начиная с вопроса Кати Гордеевой и кончая заметкой тов. Бондаренко писал вчера. И теперь самое главное. Женя Ермолин поправил меня вчера по поводу нон-фикшн в русской литературе. Да, конечно, тут надо уточнить. В русской документальной прозе существует огромный, очень успешный сегмент, или как его назвать, такой прямо остров - это русские мемуары. Это всегда была наша очень сильная в нон-фикшн сторона (наша - имею в виду то, что на нашем русском языке написано). Ходасевич, Набоков, Г. Иванов, Л. Чуковская, десятки потрясающих книг. Разгон, мемуары Коржавина, да много чего. И в последнее время были такие книжки - Л. Лунгина, например. Или книжка "Дочь философа Шпета", записанная Еленой Якович. Есть целое издательство, которое ищет, издает, причем успешно издает, такую мемуарную прозу - издательство Вари Горностаевой. Есть и биографии. Это дико трудный жанр, но есть редакция ЖЗЛ, которая упорно много лет рабоатет в этом направлении. Не все там мне нравится, но попытка все0-таки зачетная. Когда я говорил о том, что С. Алексиевич "одна тащит этот воз", я говорил немного о другом жанре. НЕ прижившемся у нас в России. О книге-исследовании. Книге, в которой может быть собрано МНОГО голосов. Много судеб. Таких, как правильно заметил Женя Ермолин, в русской литературе совсем немного - "Блокадная книга", "Архипелаг ГУЛАГ". Писать их - подвиг. Сотни, иногда до тысячи интервью ( в случае Солженицына - писем и свидетельств). Взгляд с совершенно разных точек зрения. Изучение годами этой проблемы. Мучительный поиск правильной интонации. В этом смысле Алексиевич настоящий мастер. Только она подхватила эту историю. А ведь она, эта история, необычайно важна для нашего сознания, для нашей страны. Есть проблемы, которые мы никак не можем проговорить, осознать, выплеснуть из себя на бумагу. Мы так и живем с этими проблемами внутри. Это - книги, созданные таким образом - не мемуары, и не биографии, это книги про боль сегодняшней жизни, про ее кровь, про ее самую глубокую подноготную. Их нам очень не хватает. Сейчас Светлана Алексиевич работает над книгами о старости и о любви. Снова сотни, тысячи интервью. Снова годы работы. Дай бог. В ее случае - это подлинное многоголосье, хор, настоящая музыка человеческих голосов. Переплетение, симфония интонаций. Вот за что премия и вот в чем уникальность. Ну и последнее. Верно пишет Костя Мильчин - в следующий раз премию человеку, пишущему на русском языке, наверное, дадут году в 2035-40 примерно. Ну что ж... Наверное, это так. Если не будет прорыва. Несмотря на все предыдущие сложности у Алексиевич с политикой, в Белоруссии сегодня праздник. Такой же должен быть и в России. Боюсь, что его не будет, а зря. Какая разница, чего она там про Путина сказала, про нынешнюю Россию, разве это в данном случае важно? Это премия русской литературе. И русскому языку. |
|
Обсудить в блоге автора |
Читайте также:
: : : : : :Сюжет по теме