«Международный опыт — это зло, будем как в СССР» | |
![]() |
20.06 09:51 |
![]() |
«Дураки и дороги» - в прошлом. Теперь, с дорогами более-менее. Дураки – это благословенная стабильность. Сейчас вам расскажу немножко.
Несчастный российский рояль всегда стоит на каких-то трех ногах, привинченных из разных опер. Но какая разница, лишь бы стояло. Аккурат вчера, например, выходит коммюнике форума БРИКС по образованию (в этом году председательствует Бразилия), я вхожу в рабочую группу по образованию этого предприятия и добросовестно починяю примус – читаю финальную версию со своим скромным вкладом и радуюсь, как Глобальный Юг заботится, в том числе, об инклюзивном образовании. Но это такая «частная» нога. Есть еще и нога пожирнее – ПМЭФ, например. Пока на форуме в Петербурге всё летает, искрится, чествуется, и полстраны обнимается с иностранцами всех мастей (включая масти «недружественные») и проводит панель по инклюзии, втихую, исподтишка, на наши же немалые бюджетные деньги и аж в Сириусе проходит конференция, где узкий остепенённый междусобойчик с парой залетных активистов решает вернуть всю систему образования детей с инвалидностью в 1950-е годы. Вот эта третья нога – как обычно, кого надо нога. А все началось, как обычно, с благих намерений. Когда благими намерениями преисполнен дилетант, то это пиши пропало – так бегает курица по двору с отрубленной головой: панически, безмаршрутно и довольно жутко.
Такими благими намерениями - от совершенно фонаря - была подана, с позволения сказать, мысль Президенту сделать мониторинг положения с образованием детей с ОВЗ, поручив это Институту коррекционной педагогики РАО. Обомлев от такой оказии, ребята славно принялись за дело. Например, строгачом разослали анкеты по региональным департаментам. Анкета при этом изумляет своим социологическим мастерством - можно выбрать «расстрелять», «повесить», «отравить». Даже варианта «затрудняюсь ответить» не предусмотрено. Это такой мониторинг «вреда инклюзивного образования» - очень сильно нужно было отжать аж 46 ответов со всей России, подтверждающих что инклюзивное образование – не просто зло. А зло, «навязанное Госдепом» (куда ж без этого). Я слушала эту конференцию (слава Богу, не только я, потому что хорошо иметь свидетелей, что не ты сумасшедший, а твой визави), и как раз читала финальную версию коммюнике по инклюзии БРИКС, что немножко рвало мне шаблон, но все же держало в кресле без падений. Там, собственно, этот потенциальный доклад «по поручению Президента» и презентовался.
«Инклюзия — это провал, давайте вернём спецшколы!» - это самый нежный из месседжей и доклада, и самой конференции, сразу отличавшейся своей грандиозностью (100 человек участников, из которых 45 спикеров. Надеюсь, кофе-брейк был шикарный). Еще один великолепный посыл: «Родители — дураки, пусть ПМПК решает, где учиться их детям». Вы (да и мы) не ослышались. Родители (включая кандидатов наук и профессоров), если у них рождается ребёнок с инвалидностью, внезапно и автоматически становятся «некомпетентными» и, вероятно, недееспособными. Но уж получиновник-полудефектолог из ПМПК, который последние 30 лет ставит любому заглянувшему в его дверь «умственную отсталость», — это да, это «эксперт»! Дальше, ребята, больше. «Все НКО — иностранные агенты, запретим их!». Эти ушлые родители, врачи и педагоги насоздавали ресурсных классов, где их дети счастливы, наобучали тьюторов, а теперь еще от государства чего-то требуют. Это, братцы, конечно же «угроза суверенитету»! Не мешайте нам, патриотам, десятилетиями штамповать бесполезные методички на налоги этих хитрецов! «Международный опыт — это зло, будем как в СССР» - ах, кто же не приседал нынче на этого ретивого конька! Особенно, когда задница голая – ни содержания, ни понимания, ни одной свежей книжки, кроме убогого библиографического списка своей диссертации – как не присесть в это нагретое седло? Китай, ЮАР, Бразилия — все эти страны уже 20 лет развивают инклюзию, но кто ж их считает! Да и зачем? Если родной советский интернат – это «традиция»!
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что жопа есть».
Кстати, князь Дондуков-Корсаков, на которого незабвенный Александр Сергеевич написал эту эпиграмму, говорят, был славным человек, добродетельным, беззлобным и многодетным. Я думаю, что и на этой конференции все участники были преимущественно хорошие, добросердечные и чадолюбивые люди. Но если бы мы вели речь о пикнике, то это было бы бесспорным достоинством. А речь, увы, совсем не о пикнике. А о судьбе миллионов уязвимых людей, уязвимостью которых кто-то хочет злоупотребить, приправляя это, разумеется, соусом заботы.
Там, кстати, все просто невероятно любят слово «наука». Само произнесение этого «ау» просто раздувает паруса глупого, как какапо, пафоса. Прямо слышишь, как дыхание притормаживается у людей на этом слове. А потом опять разгоняется – на выдохе «научный суверенитет». Тут мы не спотыкаемся. Закон Авогадро больше не работает в нашей стране! Нечего лезть в наш газ с этими глупостями!
Совершенно очарователен был еще один спикер (собственно, в некотором смысле кашу и заваривший, отчего, вероятно, теперь впавший в страшную зависимость от попадания в липкую среду – как оса, увязшая в пенке от варенья). Молодой человек по имени «благие намерения» выдал речь совершенно выдающуюся.
Начал он с того, что ООН — это сборище недотеп, а Конвенцию о правах инвалидов «перевели неправильно». Русская версия «неправильная» ( о том, что русский – один из шести официальных языков ОНН и все готовится сразу на всех языках, да и перевод в ОНН – это не гугл-транслейт, это ревалидизация, основанная на сравнительно-сопоставительном методе и, главное, на подборе соответствий и проведении трансформаций, необходимых для достижения необходимой эквивалентности, и, собственно, это и является единственным официальным аутентичным текстом, ратифицированным Россией, – спикер забыл). 3а 16 лет существования Конвенции ни одна страна не оспаривала терминологию, но какое кому до этого дело. Однако спикер только на переводчиках-олухах из ООН не готов останавливаться. Он идет дальше: «Конвенция о правах инвалидов — политический заговор». 197 стран её ратифицировали, но, как обнаружил спикер, — «научной базы нет»! Понимаете, нету НАУКИ (и опять ветер в паруса и проблема с сердечным ритмом). Блестящие работы Гарри Хорнби, профессора Института образования Плимутского университета, который десятилетиями проводит исследования по специальному и инклюзивному образованию, родительскому участию и педагогической психологии, и чьи исследовательские проекты посвящены научно-обоснованным методам обучения на всех уровнях образования, не существуют. Прекрасная Лани Флориан, почетный профессор кафедры образования Белла, супер известная своей работой над концепцией инклюзивной педагогики и педагогическим образованием для инклюзивного образования. Ее глубокие исследования оспаривают предположение, что определенные группы детей, в частности те, кому трудно учиться, оказывают пагубное влияние на успеваемость других детей, и показывают, как высокий уровень инклюзивности может быть полностью совместим с высоким уровнем успеваемости. Клаус Уедел, наконец, немецким мальчиком сбежавший с семьей из Нацистской Германии в Англию и переживший значимый опыт «эксклюзии» - великий исследователь, методолог, философ и практик инклюзивного образования.
Это все классика, про современные исследования я помалкиваю – мало ли, они сделаны не в том конце света. Зачем нам все это? У нас знаете что есть? „Советские лонгитюдные исследования 50-х“ (проведенные исключительно на слепых и глухих), из которых, по мнению спикера, видимо следует как раз столь нужный в 2025м вывод о том, что всех умственно отсталых и аутичных надо за забор специнтерната. Ну а на что вы еще рассчитывали? Если inclusion надо переводить как «вовлечение в спецучреждение», то и лонгитьюд 70-летней давности о слабовидящих вполне работает для ДЦП. Хватит придираться.
Очень трогательно звучали всхлипы про «великую советскую дефектологию» и скорбь о «дискриминации слова «дефектология». Мол, бедные студенты стесняются так называться. Правильно стесняются. «Изучатель дефекта» - это неприлично. Люди, которые действительно средствами педагогики могут обучать нестандартных, должны называться совершенно иначе. И не убогому устаревшему слову надо накачивать искусственного достоинства, а делу, которому служат эти люди – специальной педагогике. И вытравить установку «необучаемый», подкрепленную «лингитьюдами» полувековой давности и витающую на крыльях ночи по залам конференции. Им не понять, что не слово проблема, а то, что за ним стоит: кастовая система, где «дефектолог» — это жрец, решающий, достоин ли ребенок учиться среди людей. У меня простой, как топор, вопрос – а не охренел ли этот дефектолог?
Итак, друзья, международное право — ерунда. Личное мнение «эксперта» - мерило. Современные исследования — заговор. НКО — враги. Родители – дебилы. Всем делать скрининги (которые давным-давно внедрены Минздравом – под воздействием, кстати, страшных НКО и малохольных родителей). Всех, кто идет с научно-обоснованным методом, не дай Бог, порожденным не в коридорах Института коррекционной педагогики, - на проверку! И реакцию Вассермана не забудьте!
«Человек — единственное животное, способное краснеть. Впрочем, только ему и приходится», - говорил Марк Твен. И читать доклад, и слушать эти речи, и рассматривать резолюцию с предложениями «ребенка отобрать и за забор» довольно тяжело, друзья. И стыдно. Очень-очень стыдно. Краской позора заливается почему-то лицо слушателя, а не тех, кто это на серьезных щах озвучивает. Кстати, я ооочень внимательно прочла доклад (вообще, все в мире не очень справедливо. Им можно ничего не читать вообще, а нам, помимо прекрасных книг и статей, надо читать еще и их псевдонаучный напыщенный кал). Если хотите почитать мою рецензию на этот доклад (а это не лонгитьюд, конечно, мы рожей не вышли, но лонгрид - в первом комменте), то сходите в облако. А я пошла спать.
|
|
Обсудить в блоге автора |