Российской строительной отрасли осталось до критической точки не больше 5 лет при сохранении текущих санкций и ограничений со стороны Запада — потом всё. Такого мнения придерживаются сразу несколько отечественных экспертов. А причина неутешительного прогноза связана с тотальной зависимостью сферы от импорта.
Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ), объединяющее крупнейших российских производителей стройматериалов, и аналитический центр промышленности стройматериалов СМПРО провели исследование, в ходе которого выяснилось, что производство половины всех видов стройматериалов в России импортозависимо на 70-100%.
Самая большая зависимость от импортного оборудования:
— Примерно на 100% — у кирпича, герметиков и клеев, саморезов и фасадного крепежа, газобетона, плитки и керамогранита, сантехнической керамики, монтажных пен и др.
— На 90% — у строительной химии.
— На 80% — у сухих смесей и потолков.
— На 70% — у минеральной изоляции.
Другие стройматериалы также производятся на импортном оборудовании, привезенном из европейских стран и США. Но российская строительная отрасль вскоре будет страдать и без отдельных стройматериалов, ввозимых из-за рубежа. Согласно исследованию, самая большая доля импорта оказалась у фасадной клинкерной плитки (97%), за ней следуют саморезы и фасадный крепеж (85%), далее — герметики и клеи (80%). По данным Минпромторга, в целом зависимость рынка не так высока — всего 4%.
Импортного сырья отечественным производителям также не хватает. В частности, для изготовления красок из-за границы ввозилось около 85% цветных пигментов. Монтажные пены на 80% состоят из зарубежных компонентов.
Современная строительная индустрия за последние 15-20 лет в основном создавалась на западных оборудовании и комплектующих. Советское машиностроение в этой отрасли почти полностью исчезло за ненадобностью. Зависимость от импортного оборудования назвал «колоссальной» Александр Акимов, исполнительный директор ассоциации «Безопасность и качество».
Зависимость от зарубежных станков начнет ощущаться уже в текущем году, потом станет нарастать, как снежный ком. Через 6-12 месяцев производство будет сокращаться без возможности заменить отдельные детали, сократится и качество производимой продукции. Уже в 2025-2026 годах мы ощутим острый дефицит стройматериалов, а через 5 лет он станет критическим.
Под угрозой окажется реализация нацпроектов. Оборудование постепенно начнет выходить из строя, но заменить его будет нечем. И это касается всех этапов производства — от карьерной техники до упаковки конечной продукции.
Проблема не только в самом оборудовании, но и в его техническом обслуживании. Раньше диагностика могла производиться удаленно, через встроенные датчики, без приезда из-за рубежа специалистов. Сейчас все это остановлено. Машины перестанут быть «умными», их придется перепрограммировать, чтобы отдать под контроль российским специалистам.
Ведется также поиск путей замены. Например, обдумывается ввоз станков из Белоруссии, Ирана, Китая и Индии. Хотя, по мнению гендиректора компании «Технониколь» Владимира Маркова, у китайских производителей не всегда хватает компетенций по тому или иному виду оборудования.
Эксперты видят также выход в возрождении отечественного машиностроения. Однако этот процесс может занять несколько лет, плюс потребуется обучение соответствующих специалистов. Это к вопросу о человеческом капитале и деградации, о которых я рассказывал.
Еще предлагается обнулить таможенные пошлины, чтобы «создать критическую массу запасных частей» и поддерживать производителей оборудования, предоставляя им льготы и субсидии, считает Акимов.
Пока наши производители мечутся из угла в угол в поисках решений нарастающих глобальных проблем, мы продолжаем умиляться реакции Валентины Матвиенко на отсутствие в России своих гвоздей.
|