Если 24.02.22 будет продолжаться годами, то мы будем смещаться к "мобилизационной экономике". | |
Если 24.02.22 будет продолжаться годами, то мы будем смещаться к "мобилизационной экономике".
Она уже наступает, уже замораживает нас, постепенно, шаг за шагом.
Что это за "зверь"? развернуть>> |
10 марта |
Навстречу X съезду Нациализаторов! | |
Правильно ли я теперь понимаю, что в ответ действий Государственных органов зарубежных стран по отношения к нашему ЦБ и запасам, мы будем отбирать имущество Частных лиц и Частных Компаний у себя на родине?
Таким образом Государственной иностранной машине наша ГосМашина нанести вред не в состоянии (ибо их ГосМашина у нас своих ресурсов не размещает), потому ответят российские предприниматели, российские сотрудники, российские поставщики, российские клиенты?
Примечание: если у вас по странной причине , в голове, что уходят из России иностранные компании, таки нет.
Уходят российские юридические и физические лица.
Гоп-Стоп, мы подошли из-за угла
Гоп-Стоп, ты много на себя взяла
Ты шубки беличьи носила
С кожей крокодила
Все ГосДеповцам стелила
Ноги на ночь мыла
Карту Мир совсем забыла
Собственность за это нам отдай
развернуть>> |
дефолт — это наименьшая боль, которую Россия сейчас может переживать | |
Олег Буклемишев, экономист, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ в интервью "Медузе": "В широком смысле все, что сейчас происходит — это то, что Россия «выпиливается» из международного пространства по всем базисным направлениям. А дефолт — это «выпиливание» в одном из этих базовых направлений.
Строго говоря, я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы, помимо всего прочего, [российские власти] объявили еще и дефолт. Странно объявлять войну чуть ли не всему миру, намекать на использование ядерного оружия, как квалифицируют это ведущие иностранные эксперты по российскому ядерному комплексу, и при этом продолжать платить тем, с кем вы находитесь в столь напряженных отношениях. С моей точки зрения, это парадокс нынешней ситуации: люди вдруг забеспокоились именно о дефолте, тогда как вокруг него происходит много всего ужасного.
Это раньше казалось, что дефолт — это катастрофа, за ним следуют аресты счетов, отказ в рыночном финансировании корпоративного сектора и так далее. Сейчас все эти вопросы на повестке не стоят. Поэтому еще раз говорю: дефолт — это наименьшая боль, которую Россия сейчас может переживать, как бы сложно мне ни было это сказать.
Даже в 1918-м ситуация была иной, потому что люди тогда считали, что это все временно и скоро закончится. Сейчас такого прямого выхода из ситуации не видно и, соответственно, непонятно, как все это будет разруливаться и урегулироваться. Есть разные мнения на этот счет, но я считаю, что в острой фазе все это продлится не очень долго, хотя и очень болезненно. А последствия придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь.
Будет в самом плохом случае прозябание, существование страны на задворках всего остального мира, который будет выделять гуманитарную помощь или что-то еще, чтобы не обрушилась инфраструктура, чтобы самолеты продолжали летать. Самый плохой вариант — вариант без развития, вариант медленного угасания. Этого варианта хотелось бы каким-нибудь образом избежать, а избежать его, наверное, можно задумавшись над тем, что нас привело в эту точку и каким образом из этой точки мы собираемся выбираться. Пока такого рода размышлений в российском обществе я не наблюдаю.
Я и раньше-то не рекомендовал скакать с шашкой на санкции и смеяться над ними попусту, а теперь и подавно, когда все видят, что происходит. Мне кажется, что нынешнего [положения] достаточно, чтобы разрушить российскую экономику в достаточно короткий период. Мои оценки — в таком модусе мы месяца три, наверное, сможем просуществовать.
Сейчас вполне возможно, что технологические цепочки будут прерываться из-за того, что где-то кончились запасы. КамАЗ уже объявляет о необходимости срочного импортозамещения, у АвтоВАЗа заканчиваются полупроводники и так далее. Таких вот прерываний процессов в ближайшие три месяца, на мой взгляд, будет критически много. Ровно поэтому я и говорю, что до социального кризиса еще не дойдет, технологический кризис наступит раньше.
Если в течение нескольких месяцев ничего важного [меняющего существующую ситуацию] не происходит, то тогда всем выдаются уведомления об увольнении — и до свидания.
Замораживание рабочей силы это всегда управление временными шоками — как только становится понятно, что шок перманентный, этот механизм отходит, и [тогда работодатели] просто режут издержки и забирают то, что могут забрать. Оплачиваемый отпуск или неоплачиваемый — в одном случае деньги получают и могут что-то кушать, в другом деньги не получают, но тоже ничего не делают. В экономике где безработных много, это, конечно, беда.
Вы исходите из того, что там [в правительстве] сидят какие-то невероятные стратеги, которые все понимают и знают, как все будет. Они собрали со всех предложения, сейчас из них сформируют планчик, опубликуют, обеспечат его каким-то финансированием. Немножко сельскому хозяйству, немного дадут [на] кредиты, чуть-чуть этому, чуть-чуть тому, чуть-чуть сему. Но цельного образа происходящего, думаю, судя по реакциям, ни у правительства, ни у Центрального банка нет".
|
О курсах валют. К чему мы идём? | |
Сложившаяся ситуация, когда резервы ЦБ (в $ и евро)заморожены, а свободными резервами остались только золото и юань, будет вести к «китаизации» многих аспектов нашей экономической политики.
В частности, курсовой политики ЦБ России. Теперь сама жизнь заставит наш ЦБ вести свою курсовую политику в фарватере Народного Банка Китая.
Поэтому стОит рассмотреть этот аспект подробнее.
В Китае сейчас плавающий, но регулируемый курс юаням к доллару/евро. При этом существуют жёсткие валютные ограничения на операции по выводу валюты зарубеж.
Юань не является свободно конвертируемой валютой, каковым до сих пор был рубль. За последние тридцать лет мы привыкли к свободной конвертируемости рубля, в Китае же такого не было никогда.
Все 90-е и до середины нулевых с Китае был фиксированный заниженный внутренний курс юаня. Затем они ввели элементы плавающего курса, но все равно он остался регулируемым с жёсткими ограничениями по экспортно-импортному контролю и движению капитала.
Теперь по этому пути пойдём и мы. Хорошо это или плохо?
Вообще говоря, все последние десятилетия экономика Китая показывает огромные цифры роста, невиданные для западных экономки. И именно курсовую политику Китая часто приводят, как основную причину такого взрывного роста.
Заниженный курс юаня безусловно даёт огромные торговые преференции Китаю. Из него выгодно экспортировать все подряд и не выгодно что-либо импортировать туда. Торговый профицит Китая ввиду такой политики - огромный. Он позволяет накапливать резервы, эмитировать внутренний юань, увеличивая внутреннюю денежную массу через агрессивное кредитование внутренней экономики и инвестировать в собственную инфраструктуру.
В общем, с макро экономической точки зрения курсовая политика Китая - вполне эффективна.
Мы просто давно так не жили, а теперь придётся учиться и привыкать!
Что все это значит для простых людей, компаний и банков? Как будет меняться наша жизнь?
Курс рубля будет вскоре определяться в большей степени не биржей, а решениями ЦБ России. При этом курс рубля будет занижен а доллару, т.е. его будет выгодно продать, и не выгодно покупать.
Какой он будет конкретно (90-100-120), определится уже скоро, когда будет понятен платёжный баланс страны в условиях санкций с Западом и свободной торговли с Китаем.
Наличная валюта постепенно уйдёт из оборота. Ее в ограниченных объемах (до 10 тыс $) вывезут наши туристы для поездках зарубеж, либо будет продавать население из под своих матрасов. Курс для продажи наличных долларов будет выгодным, а вот новых покупок не будет.
Какой дурак сейчас купит $ по 150?
Будет какое-то время существовать оффшорная торговля доллар/рубль. На внешних биржах. Но и она постепенно стухнет, так как будет все сложнее и сложнее (технически) получить валюту зарубежом за наши внутренние рубли. Система внутреннего валютного контроля не будет давать возможность выводить валюту зарубеж по чисто конверсионным операциям.
В общем, доллар и евро уже скоро уйдут из нашего внутреннего оборота.
Зато рублей внутри будет много.
Очень много!
P.S. Мой канал в телеге SVasiliev (со львом)
|
9 марта |
Несмотря на впечатление краха, российская экономика обладает внутренней устойчивостью | |
Несмотря на впечатление краха, российская экономика обладает внутренней устойчивостью. В ней сохранился ее становой хребет - обмен сырья на валюту, которую можно тратить на импорт через банки, не затронутые санкциями. Гораздо лучше, чем было у Ирана на рубеже 2010-х. Она способна прокормить население, она уже это делала. Что ей грозит? Наполовину провал в технологиях, образно говоря, уход во всё более закрытую, милитаризованную крепость. Отчасти будет возмещать Китай, в целом, худшее качество, чем раньше.
Что еще? Утрата массы умных, юных, они именно сейчас уходят в эмиграцию, внешнюю и внутреннюю, теряют рабочие места в крупнейших городах. Что ж, и троечники могут жить, изображая, что они - отличники.
Формула будущей экономики России: мобилизационная (гибрид иранской) плюс огосударствленная (гораздо выше, чем была) плюс китаизация минус демография минус эмиграция мозгов минус блокада, бойкот, санкции, направленные на удушение. По глубине - аналог поворотов 1917, 1991 годов, новая реальность. В сто раз сложнее сократить разрывы в технологих. Весь мир будет наблюдать за тем, где она слаба, норовя ухватить кусок.
Будут нарастать надзор за населением и сумма ограничений. Но жить в такой реальности можно. Можно в ней искать смыслы, можно в чем-то убеждать себя, хотя для 5-10% населения это невыносимо, и праздники - не праздники, пока идет война.
Но чем мы лучше тех, кто проходил это трижды или четырежды на тех крутых поворотах, которыми был наполнен XX век?
Ответ - ничем
|
Центробанк всем показал кукиш | |
С овец в очередной раз состригли шерсть
Тут сотни тысяч несчастных людей бросились класть свои доллары и евро под огроменные проценты в российские банки.
Центробанк всем показал кукиш. Наши обманутые сограждане прокредитовали «специальную военную операцию». За собственный счёт.
Всем спасибо! Все свободны!
|
Каждое поколение россиян теряет свои активы, а новое начинает жизнь с нуля. | |
Каждое поколение россиян теряет свои активы, а новое начинает жизнь с нуля. Приблизительно 1 раз в 20 – 25 лет. Верно в XX веке, а теперь и в XXI в. Каждую семью за последние 25 лет грабили 3 – 4 раза (разные люди и в разных формах, не считая государства). Только 1-2% активов российской семьи способны пережить 3 – 4 поколения.
По статистике в экономиках, подобных российской, кризисы происходят 1 – 2 раза в 10 – 15 лет. Считали на примере более 100 кризисов.
Мы строго следуем этому правилу и даже зачастили (2008/2009, 2014, 2020, 2022)
Какой результат? Мы – временщики. В управлении нашими активами сильна генетическая память. Память о том, что любыми активами семья владеет временно. Для отъема всегда кто-то найдется. Мы издавна стали страной времянок.
Когда-нибудь это пройдет? Не время задавать этот вопрос. Не время - когда гибнут люди. Но только сам народ может решить когда-нибудь, что он - другой. Или не решить - и тогда слабеть с каждым поколением, теряя не только имущество - Бог с ним! - теряя свою живую кровь, теряя свою силу, теряя людей.
Из моей книги "Правила бессмысленного финансового поведения"
|
ЦБ решил побыстрее добить и рынок, и экономику, и людей. | |
Банк России вводит временный порядок операций с наличной валютой
Банк России с 9 марта по 9 сентября 2022 года устанавливает следующий порядок выдачи средств с валютных вкладов или счетов граждан:
Все средства клиентов на валютных счетах или вкладах сохранены и учтены в валюте вклада, клиент может снять до 10 тыс долларов США в наличной валюте, а остальные средства - в рублях по рыночному курсу на день выдачи1.
В российских банках около 90% валютных счетов не превышают сумму в 10 тыс долларов США, то есть, 90% держателей валютных вкладов или счетов смогут полностью получить свои средства в наличной валюте.
В период действия этого временного порядка валюта будет выдаваться в долларах США в независимости от валюты счета. Конвертация других валют в доллар США будет происходить по рыночному курсу на день выдачи.
Получить валюту можно будет в кассе банка.
Граждане могут продолжать хранить средства на валютных вкладах или счетах. Все средства сохранены и учтены в валюте, в которой был открыт счет или вклад. Условия по вкладу или счету не меняются. Проценты по вкладам будут начисляться, как обычно, в той валюте, в которой вклад был открыт.
Граждане смогут открывать и новые валютные счета и вклады, но снять с них средства, пока действует временный порядок операций с наличной валютой, можно будет в рублях по рыночному курсу на день выдачи.
Банки не будут в течение срока действия временного порядка продавать наличную валюту гражданам. Поменять наличную валюту на рубли можно будет в любой момент и в любом объеме.
Получить средства со своих валютных вкладов или счетов могут клиенты всех банков без исключения. Банкам может требоваться несколько дней, для того чтобы привезти необходимую сумму в наличной валюте в конкретное отделение.
1 Рыночный курс на день выдачи определяется на основании данных о средневзвешенном курсе соответствующих валют, рассчитанному по сделкам, заключенным на организованных торгах в день, предшествующий дню выдачи.
|
7 марта |
Что разрушит российскую экономику | |
Уже многие написали про парадоксальную бессмысленность ухода Visa и Mastercard из России. В действительности, это удар исключительно по тем россиянам, которые находятся за границей, т.е. бегут от путинского режима и угара военщины в России. Для всех остальных ничего не меняется.
Я вполне понимаю логику этих сервисов. Это часть CRC - “cancel Russia culture”. Они не могли к ней не присоединиться. Но это хороший повод поверх эмоциональных реакций поговорить о смысле тех или иных регуляторных и стихийных санкций, которые обрушились сегодня на Россию.
В целом, добровольные санкции западных компаний играют важную политическую роль. Но скорее имиджевую и символическую, чем экономическую и эффективную. Для режима не важны (и даже отчасти позитивны) уходы Visa и Mastercard, равно как и всех люксовых брендов. Это символический разрыв с Западом, который является для Путина принципиальной стратегией. Но есть критическая для режима проблема, которая лежит совсем рядом, но выглядит по-другому (я столько давал комментариев на эту тему в последние дни, что буду повторяться и нарочно рассказывать слишком подробно).
Критическая проблема для режима, к которой никто не был готов, - это проблема промежуточного и инвестиционного импорта. Т.е. не того импорта, который находится в непосредственном потреблении, а того, который используется для производства товаров потребления. И здесь парадокс заключается в том, что программа импортозамещения, которой путинский режим, готовясь к изоляции, был озабочен последние годы, только ухудшила ситуацию для него сегодня.
Я не хочу сказать, что вся программа импортозамещения была разворована. Нет. Но как это выглядит на самом деле? Вы – чиновник и отвечаете за программу импортозамещения и вы – бизнесмен, который хочет воспользоваться ее бонусами. Вы (бизнесмен) учитесь делать коробочку товара отечественного производства. Вы прилаживаетесь, чтобы заместить иностранную пластмассу отечественной (то, что она производится на иностранных станках, – не ваша проблема, она в рамках программы считается отечественной). Вы делаете стекло отечественного производства. И в целом – вы отработали льготы по программе импортозамещения. Доля импорта в продукции снизилась с 36% до 31% (это примерно тот реальный эффект программы, который отражен в официальной статистике).
Это маленький шаг, и связано это с тем, что чтобы делать нужную вам «отечественную» пластмассу, производителям пришлось закупить дополнительное импортное оборудование. У вас доля импорта уменьшилась, хотя у них она увеличилась. Окей. Это не ваша проблема.
Теперь наступает критический момент. Если вдруг поставки каких-то там чипов и фигулечек, которые должны быть упакованы в стекло, пластмассу и коробочки российского производства, прекратились, то созданные вами в рамках программы импортозамещения производства (стекла, пластмассы, коробочек) производят отрицательную добавленную стоимость. Они потратили ресурсы (в том числе импортные станки) и рабочую силу, но не произвели товара, который может быть куплен потребителем (это, кстати, было стандартной ситуацией в советской экономике, почему она и развалилась.)
У правительства есть две опции в этой ситуации. Можно остановить эти производства, созданные в рамках программы импортозамещения. Люди останутся безработными. И будут недовольны. Либо вы можете продолжать выплачивать им зарплату. Но количество товаров, которые они на нее смогут купить, уменьшится. Это инфляция. Выбор между высокой безработицей и высокой инфляцией – тот единственный выбор, который стоит перед правительством.
Но это все к чему? С точки зрения реальных последствий для экономики (а потом – политики) важно не то, ушли ли из России Louise Vuitton или Visa, это не имеет к экономике отношения. Важно ушли или не ушли десятки компаний, названия которых вы никогда не слышали и которые как раз и поставляют те фигулечки, которые составляют критические 31% в производстве каждого товара. Эти компании зарабатывают не на бренде, а на поставках. Уйти им гораздо сложнее, чем Visa Louis Viutton, но именно последствия их ухода будут совершенно сокрушительными для российской экономики и отправят ее примерно в 1995 год.
|
Страницы: 1
|
|
Фото
|
|
|
| | | | | | |