tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Бедная Камила
12.02 число просмотров 1259 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 2286 число записей 10
 
Блогеры против: Яндекс-такси
1.02 число просмотров 4782 число записей 6
 
События в Казахстане
12.01 число просмотров 1596 число записей 16
 
Московская "Магистраль"
30.11 число просмотров 2691 число записей 4
 
все записи
Реклама
Подождите.
Деболонизация уникальности
Деболонизация уникальности число просмотров
vk.com
 

Практически месяц назад вышел подкаст о Болонской системе, в котором я пытался найти ответ на вопрос, виновато ли оно в падении качества российского образования. Тогда, месяц назад, об отказе от Болонской системы вновь сказал ректор МГУ Виктор Садовничий, к нему присоединились Сергей Степашин и фрик-депутат Виталий Милонов. На фоне украинских и мировых событий, а также очередного антиевропейского и антизападного витка в России заговорили об отказе от Болонской системы, как от примера «тлетворного влияния Запада». Дескать Болонская система только погубила великую русскую образовательную школу, и мы получили молодежь с дипломами бакалавриата, который не являются законченным высшим образованием. Критики Болонской системы настолько не любят разделение на бакалавриат и магистратуру, что придумали и главное поверили в концепт «незаконченного высшего образования». Любому мало-мальски сведущему человеку в образовании известно, что такого понятия как незаконченное высшее образование нет: либо человек получил высшее образование, либо нет. Единственная ситуация, в которой можно его использовать, так только к тем нерадивым студентам, которые не смогли освоить образовательную программу и либо были отчислены, либо сами решили не заканчивать высшее образование. В таком случае можно просто бравировать, что у меня незаконченное высшее образование, намекая на то, что просто не закончил обучение, но не более, да и бравада не стоит и выеденного яйца.

В прошлом подкасте я сформулировал реальные проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас, а не заниматься унылой демагогией. Низкая заработная плата университетского преподавателя, публикационная активность преподавателя, краткосрочные контракты, цензура, политическая обстановка, монополия в сфере школьных учебников, диктат отчетов, низкие зарплаты учителей в регионах и региональная диспропорция – вот реальные и нерешаемые проблемы российского образования, из-за которого и падает уровень образования школьников и студентов, ибо у кадров – учителей и преподавателей – нет стимулов и мотивации менять образование в России, если можно условно эмигрировать, устроившись в каком-нибудь европейском университете на берегу Средиземного моря или в шведской школе, например, где и сегодня можно найти много учителей из бывших стран Советского Союза.

Месяц назад нашлось только два федеральных чиновника, которые встали на защиту Болонской системы. Не стоит их рассматривать как сторонников бакалавриата и магистратуры, скорее противников поспешных и необдуманных решений, так как особой ценности и важности отменять Болонскую систему нет. Председатель Правительства Михаил Мишустин и министр науки и высшего образования Валерий Фальков высказались против предложений Садовничего, Степашина и Милонова. Мишустин отметил, что работать надо в первую очередь не с формами получения образования, а с качеством и содержанием. Фальков всего лишь подчеркнул, что Министерство науки и высшего образования не рассматривает отмену Болонской системы. Так, два самых важных федеральных чиновника для системы образования высказались однозначно против пересмотра сложившегося статус-кво в высшем образовании.

Вопрос можно было бы закрыть, если бы вчера Валерий Фальков не заявил о переходе от Болонской системы к «собственной уникальной системе образования». К сожалению, министр науки и высшего образования не пояснил, что стоит под этим понимать, скорее всего в ближайшее время, то есть летом или к концу лета, будет представлена концепция русской школы высшего образования. Что же она будет из себя представлять? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, к каким плюсам, если их вообще можно найти, и минусам приведёт отказ от Болонской системы.

Сразу хочу подчеркнуть, что отмена Болонской системы может сломать всю систему российского высшего образования. Тут можно сколь угодно ура-патриотически хорохориться, но быстрого, форсированного, перехода к «уникальной системе образования» не произойдет без революционной ломки существующей системы. Болонская система и её принципы уже глубоко укоренены в российскую образовательную систему. Если власти предержащие хотят создать «уникальную систему образования», то нужно соответствующее финансирование, а не по остаточному принципу как это было всегда в нашей истории, нужен соответствующий план-прогноз, нужны цели и нужны кадры, с которыми большие проблемы.

Может ли Россия предложить реально «уникальную систему образования»? Ответ не понравится многим, так как скорее всего будет «придумана», точнее скопирована, одна из существующих моделей, но под вывеской «российская», что, в сущности, ничего не изменит. Так стоит ли икру метать и бессмысленно ломать действующую российскую систему образования, не решая реальных проблем? Конечно, стоит если любое действие подчиненно не рациональному выбору, а сугубо идеологическому обскурантизму. В целом в мире существует (тут могу соврать, но не уйду далеко от истины) несколько моделей высшего образования. Первая модель – собственно Болонская система, где есть бакалавриат и магистратура. При этом есть Великобритания и Израиль, где в бакалавриате обучаются только 3 года, а в магистратуре – 1 год, а есть Россия, в которой, например, Высшая школа экономики пару лет назад запустила пятилетний бакалавриат по истории, а чуть позже по юриспруденции. Вторая модель – это так называемый специалитет, обучение в которой длится 5 лет. В специалитете получается образование, которое позволяет условно пойти работать врачом или таможенником, не обучаясь дополнительно в магистратуре, которая требуется для многих руководящих и научных должностей. Россия хочет отказаться от первой модели, поэтому выбор остается либо за пятилетним бакалавриатом, либо за пятилетним специалитетом. Формально разница только в названии, но идеологически специалитет наш, вся политическая элита, в том числе, которая так рьяно в последний месяц выступает против Болонской системы, получила именно диплом специалиста.

Россия, создав «уникальную систему образования», в условиях антизападной агонии сделает хуже только себе. Участники Болонского процесса не потеряют ничего, они и не заметят исчезновение российского бакалавриата и магистратуры, Россия же откажется не только в дипломатической изоляции, в которой она пребывает сегодня, но и в образовательной. Я понимаю, что сегодня говорить о взаимном признании дипломов не стоит, но есть условный студент биологического факультета Тверского университета или Красноярского, который хотел получить магистратуру в одном из европейских университетов, продолжив свои исследования, который не сможет этого сделать так безболезненно, если у него будет диплом не бакалавра, а специалиста.

Также выглядит смешным отказ от бакалавриата и магистратуры на фоне противостояния с Западом. Китай, у которого отношения с Западом, и конкретно с США, куда более сложные, не отказывается от системы бакалавриат-магистратура, напротив, китайская образовательная система претендует на особое место в международном образовательном разделении труда и не собирается отказываться от бакалавриата и магистратуры. Чаяния российского руководства часто направлены в сторону Китая, как старшего или младшего брата, смотря с какого ракурса смотреть, но Россия не получит ни одного союзника в образовательной сфере, напротив, все соседи и всё постсоветское пространство (может быть за исключением Туркменистана) перешло на бакалавриат и магистратуру или стремится к этому. Россия сама себя загоняет в рамки, которые ей не позволят условно «продавать» своё образование за рубеж, а одной помощью братским народам РУДН сыт не будешь. Россия и тут попадёт в ловушку краткосрочной перспективы (что это такое я писал ранее, ссылка тут), преступно отставая не только от высоких технологий, но и от образования XXI века.

К тому же деболонизация скажется на магистратурах, которые были выстроены не как продолжение бакалавриата, а для повышения образования профессионалов в разных областях. Например, есть Институт образования Высшей школы экономики, так не любимый государственниками, в котором есть магистратура «Управление образованием», которая была создана для директоров школ, которые хотят посмотреть на образование по-новому, с учетом последних исследований в образовании. Фактически такая магистратура больше похожа на профессиональную переподготовку, не является при этом как таковой переподготовкой, но повышая знания, навыки, компетенции директоров, которые здесь и сейчас занимаются управлением образовательных учреждений. Или магистратура «Управление в высшем образовании» имеет точно такие же цели, но применительно к ректорам, проректорам, деканам и другому руководящему составу российских университетов, которые захотели повысить свои знания в управленческой сфере. Что будет с такими магистратура в условиях «уникальной системы образования»? Или, например, магистратура «Цифровая трансформация образования», в которой готовят работников образования к тому, чтобы совмещать образование и пресловутую цифровизацию. Таких специалистов нельзя подготовить в специалитете: бывший школьник ничего не понимает ни в образовании, ни в цифровизации, ни в цифровизации образования. Также в Высшей школе экономике есть магистратуры для учителей, для реальных учителей, которые решили повысить, обновить свои знания, по истории, обществознанию и литературе. Что будет с такими студентами-учителями? Трансформировать эти магистратуры в курсы профессиональной переподготовки просто преступно, так как сущности они «шире» этих курсов.

Когда вице-спикер Госдумы Петр Толстой, депутат Госдумы Елена Панина или секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев говорят о том, что нужно вернуться к «лучшей в мире отечественной образовательной модели» или «к традиционной русской системе образования», то они либо лукавят, либо попросту не знают, что как минимум степень магистра отечественна и уходит корнями в традиционное русское образование. Например, первый том труда «Хозяйство и цена» Петра Струве был защищен им в качестве магистерской диссертации в 1913 году, а его дед Василий Струве в 1813 году защитил магистерскую диссертацию под названием «О географическом положении Дерптской обсерватории». Также можно прочитать статью «Специфика развития института магистратуры в дореволюционной России» С. А. Васильева и С. С. Зенина или статью «Присуждение ученых степеней в России в первой половине XIX века» В. К. Криворученко, в которых рассказывается о степени магистра в образовании императорской России, это подтверждает то, что степени Болонской системы не чужды российской, русской, образовательной системе, а каждый кто утверждает обратное обманываться рад или не знает отечественной истории или не желает её знать, предпочитая удобные идеологические штампы.

«Собственная уникальная система образования», создаваемая сегодня в России, учитывая отсутствие должного финансирования и девять проблем, обозначенных вначале, будет напоминать скорее гибрида слона и моськи, чем достойного конкурента мировой Болонской системе.

 
Обсудить в блоге автора
 

Чумовая история
  
Чумовая история независимую кандидатку из Бирюлёво Восточного Юлию Каценко попытались снять с выборов через работодателя, Сбер поставил ей ультиматум, но она не поддалась и решила уволиться.
 
Отвечая на вопросы "Что будет дальше?"
  
Отвечая на вопросы "Что будет дальше?" Во всем этом нужно найти место - для своей неповторимой жизни, пробуя понимать, где - зло, где - добро, и оставаясь на стороне добра
 
В России серьезный недобор в ВУЗы на технические и инженерные специальности
  
В России серьезный недобор в ВУЗы на технические и инженерные специальности На места без физики или профильной математики ("гуманитарные" направления и ИТ) в большей части университетов - конкурс
 
О пожаре на складе "Озона"
  
О пожаре на складе "Озона" Предложение к российскому правительству: отдайте Озону российскую почту и не мучайте ее бессмысленными реформами! Уверена - тоскливая Почта с нервными работницами отделений начнут демонстрировать суперэффективность, точность, вежливость и хорошее настроение
 
Магазины "Березка" возвращаются
  
Магазины "Березка" возвращаются Люто, бешено аплодирую постановлению российского кабмина от 26 июля 2022 года № 1330 о создании магазинов беспошлинной торговли, которые будут обслуживать дипломатов, консулов и их семьи, а главное - сотрудников международных организаций, расположенных в России
 
все записи
Усыновленный мальчик из России воюет на стороне ВСУ
  
Усыновленный мальчик из России воюет на стороне ВСУ Пятилетнего Ивана усыновила итальянская семья. Привезли в Милан из детдома в подмосковной Электростали. Рос в любви и нежности. Когда в феврале вместе с командой был в Боливии, узнал, что Россия напала на Украину. Немедленно выехал туда, поступив в иностранный легион ВСУ
 
Бесславный конец "Славы"
  
Бесславный конец "Славы" Использовать противоавианосное оружие сдерживания в качестве корабля огневой поддержки высадки десанта само по себе крупная военная ошибка. Тем более, если у противника имеются крылатые антикорабельные ракеты, а системы ПВО крейсера устарели
 
Темная сторона социального государства
  
Темная сторона социального государства Одна из главных загадок последнего месяца — молчание матерей. По всей России есть «значительное» число семей, которые потеряли сыновей, ушедших служить по контракту. Или, как минимум, потеряли с ними связь. Но мы не видим и не слышим их.
 
Путин - симптом, а не болезнь
  
Путин - симптом, а не болезнь Две попытки ввести демократическое устройство общества в России провалились. Первая русская демократия в 1917 году продержалась несколько месяцев. Вторая, в 90-е, кое-как протянула несколько лет. Каждый раз, когда моя страна делает попытку начать новую жизнь со свободными выборами, парламентом, республикой, она просыпается в тоталитарной империи
 
Мариуполь. Блокада.
  
Мариуполь. Блокада. Этот страшный текст - свидетельство очевидца. Он написан Петром Андрющенко, сотрудником Рады города Мариуполя. Все описанное происходит сейчас, сегодня. Я бы хотела, чтобы каждый житель России прочитал его
 
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
" Этот арест ведь - открытое признание вины в попытке убийства. Неужто они сами не догоняют? Или нарочно? «Мы и убили-с». "
" Когда таракана раздавили, лапки и усики ещё иногда шевелятся, но это все равно конец. "
все записи
Отличники стране больше не нужны: раскрыта изнанка и несправедливости при поступлении в ВУЗ
 
Отличники стране больше не нужны: раскрыта изнанка и несправедливости при поступлении в ВУЗ Спецкор «КП» на примере своей дочери-выпускницы убедилась: красный диплом и золотая медаль стали значить для поступления в вуз или колледж меньше, чем волонтерство или значок ГТО
«Вахтовое государство»
 
«Вахтовое государство» Как и зачем Кремль формирует на Донбассе новый класс «служилых людей»
все записи
Простите, что живая
Простите, что живая
Автомобиль, пассажиркой которого была Собчак, попал в ДТП в Краснодарском крае. В результате аварии 2 женщины погибли. Водитель, везший Собчак, признал свою вину.
все записи
Космическое кино
Космическое кино
С космодрома Байконур к МКС запущен корабль "Союз МС-19" с киноэкипажем на борту - актрисой Юлией Пересильд, режиссером Климом Шипенко и космонавтом Антоном Шкаплеровым. Они будут снимать фильм, один из продюсеров которого - гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин.
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012