Николай Патрушев заявил, что считает целесообразным отказаться в России от Болонской системы образования и вернуться к отечественной модели. К чему это приведет и что будет с образованием?
Вчера в общественную плоскость ворвалась новость об отказе России от Болонской системы образования. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы и разработать свою собственную систему высшего образования. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что среди думских фракций также есть консенсус о необходимости отказа от заграничной системы образования (только вот один из депутатов от фракции «Новые люди» Ксения Горячева заявил, что выход России из Болонской системы — несвоевременная мера). Также Володин сообщил, что Госдума может в июне обсудить вопрос выхода РФ из Болонской системы. Напомним, к Болонской системе Россия присоединилась в 2003 году. Одной из целей такого решения было признание дипломов выпускников российских вузов на Западе. Правда, помимо разделения специалитета на бакалавриат и магистратуру ни сколько не приблизило нашу систему образования к западной, так как программы образования остались те же. Учитывая, что в современных реалиях в мире отказываются от всего русского, у нас в России решили в ответ отказаться от всего западного. Процесс по выходу из ВТО, из ВОЗ уже появился в повестке, теперь не за горами выход из Болонской системы. К тому же, как заявил председатель комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев на данный момент уже проработана дорожная карта по выходу из Болонской системы. В стране все переворачивается с ног на голову, чем дальше, тем хуже, но у чиновников поток фантазий о разрушении всех основ не прекращается.
«Новые славянофилы», как и их идейные предшественники из позапрошлого века, расшатывают режим едва ли не сильнее, чем их противники-«западники».
Превращая в «прожитый этап» Болонскую систему, «партия Совбеза» и тактически примкнувший к ней Собянин (через своих протеже в Минобрнауки), конечно, наберут очков за счет внушительной части интеллектуального класса.
[Переслано из Александр Хинштейн]
Активно идёт разговор об отмене Болонской системы и, как следствие, ЕГЭ. Горячо поддерживаю эту инициативу, но при одном «но».
При всех минусах ЕГЭ - он обладал очень серьёзным плюсом: балльная система оценок не зависела от преподавателей высшей школы. В результате - в вузы начало поступать большое число детей из глубинки; не по блату и знакомству, а в силу своих способностей. Да простят меня профессора и доценты, но степень коррумпированности в вузах - более, чем высок. Поступить в престижный вуз абитуриенту из простой семьи - до ЕГЭ было почти невозможно.
Практически месяц назад вышел подкаст о Болонской системе, в котором я пытался найти ответ на вопрос, виновато ли оно в падении качества российского образования. Тогда, месяц назад, об отказе от Болонской системы вновь сказал ректор МГУ Виктор Садовничий, к нему присоединились Сергей Степашин и фрик-депутат Виталий Милонов. На фоне украинских и мировых событий, а также очередного антиевропейского и антизападного витка в России заговорили об отказе от Болонской системы, как от примера «тлетворного влияния Запада». Дескать Болонская система только погубила великую русскую образовательную школу, и мы получили молодежь с дипломами бакалавриата, который не являются законченным высшим образованием. Критики Болонской системы настолько не любят разделение на бакалавриат и магистратуру, что придумали и главное поверили в концепт «незаконченного высшего образования». Любому мало-мальски сведущему человеку в образовании известно, что такого понятия как незаконченное высшее образование нет: либо человек получил высшее образование, либо нет. Единственная ситуация, в которой можно его использовать, так только к тем нерадивым студентам, которые не смогли освоить образовательную программу и либо были отчислены, либо сами решили не заканчивать высшее образование. В таком случае можно просто бравировать, что у меня незаконченное высшее образование, намекая на то, что просто не закончил обучение, но не более, да и бравада не стоит и выеденного яйца.
Вчера появилась информация о том, что Россия может выйти из Болонского процесса. Думаю, что это исключительно геополитический жест, а не принципиальная перекройка нашего образования.
В свое время моя мама активно участвовала во внедрении Болонской системы в наши вузы. Главные преимущества, которая она дает:
возможность сделать более индивидуальные траектории обучения студентов
экономия ресурсов для государства и возможность зарабатывать для вузов
возможность сопоставлять результаты обучения с общемировой системой оценки результатов (через зачетные единицы).
Наши горе-«геополитики» ни о чем этом не думают, они xотят гордо xлопнуть дверью, а там xоть трава не расти. Уверена, что иx даже утечка мозгов не волнует, иначе они бы так активно ей все эти годы не способствовали, особенно в последние два месяца.
В реальности, работать эта система, принятая еще в начале 2000-x, начала только в последние годы, когда вузы стали не просто растягивать 5-летнюю программу на 6 лет, а придумали интересные, полезные и уникальные магистерские программы. И людям это тоже понравилось.
Думаю, что выxод из Болонской системы, если и состоится, то только на словаx – а на деле ни вузам, ни бюрократии это будет совершенно не выгодно. Только пару месяцев назад был принят новый перечень специальностей и направлений, в котором присутствуют и бакалавры и магистры и который вступает в силу только в 2024 году. И это только один из множества разнообразныx документов, которые нужно поменять. Ну, а кроме того, магистратуры – это большой заработок для вузов, и никто не захочет от него отказываться. Тем более, что все, кто поступит в вузы по Болонской системе – по ней и должны будут закончить.
В общем, отказ столкнется со многими трудностями и начнет буксовать. А там, надеемся, и ишак уйдет вслед за падишаxом.
Читаю много публикаций по выходу из Болонской системы.
Почему-то лагеря противников и лоялистов делают вид что речь идет про сугубо логический выбор. Спорят они о качестве образования по западному стандарту, и по нашему, существовавшему в Советском союзе. Падение качества образования и притеснение наших дипломов за границей - главные аргументы. Но скорость, с которой происходит обсуждение этого вопроса - молниеносна. Спичку поднес Патрушев, затем министр образования дунул, чтобы разгорелось. Теперь в костер подкидывают дрова все, от Марии Захаровой до главы Следственного комитета. Из Болонской системы мы выйдем точно, и создадим что-то свое, невероятно эффективное. Свое мы пытаемся создать постоянно, но в итоге врывается какой-нибудь Клишас, и размахивая бумагами кричит: “Программа импортозамещения провалена полностью”.
Если убрать лозунги и посмотреть глубже, то авторы отказа от Болонской системы преследуют всего две цели:
Остановить отток образованной молодежи. Я не проводил анализ, но на первый взгляд большинство магистерских программ ведущих российских вузов - международные. Российско-Британские, Российско-Французские и т.д. Западных преподавателей стало меньше, качество образования на них резко падает. Исчезает система двух дипломов, когда год студент учится в своей стране, а на второй уезжает за границу в партнерский университет, защищает диплом и ищет там работу. Теперь государство говорит нам: “Где родился, там и пригодился”.
Разорвать все существующие связи с западом. Нам ничего иностранного не нужно. Международный бизнес из-за санкций покидает нашу страну. Уходят по своей воле или под давлением. Но наша гордость заставляет искать способы самим иногда громко хлопнуть дверью. Первый хлопок - заставить платить всех за энергоресурсы в рублях. Нам ваши доллары не нужны. Второе, как ни странно - выход из международной системы образования. Вы нас оттуда выкинуть не захотели, тогда мы сами. Сделать это нужно громко и быстро. На эмоциях. Чтобы никто даже не успел понять зачем, и каковы наши аргументы.
Из Болонской системы мы конечно выйдем. Вернем 5-6 летнее образование по специальности. Много архаичной теории, ноль практики. Бессмысленные дипломы не только с точки зрения работы в другой стране, но и для нашей экономики. Все это на бумаге только будет выглядеть хорошо. Но лет через 5-7 громко ворвется Клишас и скажет: “Программа импортозамещения провалена полностью”.
Для меня же история повторяется. В год, когда я закончил первый ВУЗ после шести лет учебы, ввели Болонскую систему и четыре года. Теперь, после моей степени магистра, все вернулось на круги своя. Как считать теперь мои 8 лет образования? По какой системе?)
В Госдуме всерьёз обсуждают отказ от Болонской системы, позволяющей России быть включённой в общеевропейскую систему высшего образования. Николай Кульбака, экономист, доцент Института общественных наук РАНХиГС объясняет, (https://www.facebook.com/100000118069796/posts/8049014405112415/) почему это плохо.
Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году было логичным решением проблемы. Ведь советская система образования и высшей школы сформировалась от потребностей советской промышленности. Когда эта промышленность закончилась вместе со страной в 1991 году, система образования потеряла смысл. Создать на старой базе новую систему не получилось.