Боль и позор в прямом эфире.
Мотивы и цели. В дополнение к предыдущему
Когда видишь пуски крылатых ракет из Каспия по позициям головорезов, пуски «Синевы» из подводного положения, ролики и передачи патриотического содержания на ТВ «Звезда», думаешь: ну хоть что-то делают военные заводы, не так все плохо в нашем ВПК, какие-то современные разработки есть. И так думаешь, пока не заглядываешь за фасад. Причем, так неудобно вышло, что заглядываешь за него в прямом эфире …
Вскрытие черного ящика со сбитого турками Су-24 … ну что сказать … как помягче … это полный позор, конфуз, фиаско, лажа!!! Мы увидели 20-ти летнее торжество рынка и чудеса приватизации, результат скудно оплачиваемых инженеров и девочек, делающих вид инженеров, проводящих рабочее время в сети ВК, безответственность и разгильдяйство. Зато пиар-технологии шагнули далеко вперед: прямые трансляции авиаударов, пусков боевых ракет, поражения объектов …
Итак, спокойно и по порядку проведем разбор полетов.
Судя по всему, черный ящик сбитого СУ-24 – разработка последних лет, что поначалу порадовало. Ранее использовался иной способ записи – на магнитную ленту. После крушения самолетов бобины с лентой извлекали из ящика и на специальных «магнитофонах» считывали запись. Иногда она сгорала почти вся …
Теперь используют твердотельные элементы запоминающих устройств – так называемые чипы памяти. И не просто памяти, а энергонезависимой памяти типа FLASH. То есть, при снятии напряжения питания записанная информация в них не теряется, и при необходимости может быть считана когда угодно. Возможно (я бы так сделал) используют два идентичных банка памяти для резервирования.
Каждая микросхема имеет определенную емкость, то есть, позволяет запихнуть в себя какой-то объем данных. Если этой емкости мало – несколько таких микросхем ставят параллельно. Для корректной работы с этой памятью используются микросхемы контроллеров, которые собственно и подключаются к внешнему интерфейсу – цифровой и аналоговой шинам данных самолета.
Но это так говориться, что эти элементы – твердотельные. На самом деле способность выдерживать механические нагрузки сильно зависит от типа корпуса, его материала, выводов микросхемы, от конструкции печатной платы и других конструкторских «находок».
Что происходит с квалифицированным радиоэлектронщиком, когда он вдруг видит на экране деформированные печатные платы и разлетевшиеся корпуса микросхем в одном из самых важных узлов самолета? Рефлексивная метаморфоза – потеря человеческого облика, и возглас: А ЭТО ЧТО ЗА НАХ … !!!!!
Когда показали верхнюю плату с деформацией и разломанным пополам микроконтроллером – была надежда, что нижняя плата с микросхемами памяти цела. И уж из них-то можно будет считать информацию. Но не тут то было!
Следом за эти первым ЭТО ЧТО ЗА … следует – БЛ…, ДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! Но потом – рассеянно-обнадеживающее: Может это осколок пробил корпус ящика и разломал платы и микросхемы???? А ну-ка ну-ка, покажите-ка дно корпуса … объектив камеры на секунду заглядывает внутрь ящика … не, ничего такого, ни вмятины!
И тогда происходит осмысление и ШОК!
О чем я? Щас расскажу.
В начале ролика спецы шутят за кадром: «Шо вы там, ликбез провести козлам этим …», что конечно настраивает на шуточно-победный лад.
Да, господа! Ликбез вышел отменный!!! Мир замер в трепете и офигевании от надежности рыночных постсоветских разработок в области отечественной радиоэлектроники.
Видите на снимке одну неповрежденную микросхему розоватого цвета? Это – микросхема советского ВПК. В т.н. планарном корпусе, изготовленного из особого сорта керамики. Выводы и металлические элементы корпуса этой микросхемы покрыты тонким слоем золота (привет рыночным золотодобытчикам), что обеспечивает антикоррозийные свойства и скин-эффект.
А что же случалось с современными корпусами микросхем памяти, которые мы видим как такие черненькие тоненькие прямоугольники? Упс! Они не выдержали конкурентной борьбы с советским ВПК. Как говорят местные остряки – их плющит и таращит. Оторванные от печатных плат выводы микросхем – это полбеды, и вообще не проблема. Но корпуса!!! Могу сказать точно – никаких данных из этих микросхем получить уже не удастся.
КАКОЙ КОНСТРУКТОР ДОГАДАЛСЯ ПОСТАВИТЬ МИКРОСХЕМЫ В ТАКИХ КОРПУСАХ? Мне скажут по-сталински – «а других корпусов у мэня для вас нет». И я соглашусь! Конечно же нет! Уже нет! Когда-то советский ВПК обеспечивал микросхемами памяти в надежных корпусах все нужды разработчиков. Но с тех пор технологии шагнули далеко вперед, а рынок попилил соответствующие производства и стал покупать китайские чипы для космоса. И теперь просто не существует микросхем FLASH в «военных» корпусах не потому что их не смог бы выпускать советский ВПК,а потому что бизнесмену проще распилить производственные линии, чем морочить голову с технологиями. Да и то – мы же не собирались ни с кем воевать, зачем нам армия и технологии, правда?
И шутливо-победный тон закулисы сменяется на озадаченный: «Да слушай, они все покоцанные, БЛЯДЬ!»
Да, блядь! Конечно покоцанные, родной! А как они могут быть не покоцанные, если расстояние между сторонами микросхем, на которых расположены выводы – огромное для таких хилых корпусов, а нагрузки - огромные?
И тут я «плавно» перехожу от микросхем к человеческому материалу. То бишь – к конструкторам-разработчикам этого чудно надежного гробика.
Обратите внимание на печатные платы. Ничего не замечаете странного? А странного-то в общем-то и нет, если смотреть на это как на электронные блоки от стиральной машины или микроволновки. А если смотреть на них как на платы черного ящика? Ну … не замечаете? Ладно, сдаюсь. Толщина этих плат стандартная – 1,5 мм. А места крепления этих плат видите? Четыре стойки по углам … всего четыре … по углам … при толщине платы 1,5 мм … 1,5 мм, Карл!!!
Не, я конечно рад, что наши инженеры ВПК освоили разводку печатных плат автортрассировщиками, но остальные знания и опыт, выстраданные десятилетиями проб и ошибок куда они запихнули? Ась?
И, я понимаю, что наш ВПК освоил сайт Aliexpress.ru, и знает где взять нужные микросхемы памяти, но, черт возьми, если черные ящики такие, то какая же вся остальная авионика!!?
Разумеется, я заглядывал в электронные блоки машин типа МиГ-29, и такой херни на платах там не видел. Но то были советские разработки. А что сейчас с микроэлектроникой и производством комплектующих?
Теперь о военной приемке. Или о так называемой «военной приемке». Хотелось бы посмотреть на результаты испытаний этого чуда техники. Роняли ли его когда-нибудь на грунт с высоты 10 км или нет? И каков был результат? И фамилии тех, кто расписался в приемке? Фамилию погибшего летчика мы знаем. А вот узнать бы фамилии тех, кто, так или иначе, приложил руку к пуску в производство и постановку на самолеты этого мега девайса, который должен был сейчас выбить все козыри у турков и их подельников, а вместо этого получили лажу на международном уровне! И еще в прямом эфире, Карл!!!
Короче, я в шоке от увиденного! Что конечно не значит, что нужно кричать «усе пропало, шеф!», а нужно крепко задуматься и срочно исправлять ситуацию с отечественной микроэлектроникой! Лучше поздно, если не получилось вовремя! И надеюсь, Путин и вменяемые чиновники после такого позора по-иному посмотрят на донельзя упоротую рыночность своего экономического курса.
ПыСы. Раздаются голоса праведников, о том, что мол, я не знаю, что бортовые самописцы записывают информацию на проволоку. Я их удивлю - не только на проволоку и на магнитную ленту, но даже и на фотопленку. Было и такое. Щас не знаю - осталось ли ...
Просто не считаю необходимым загружать читателя ненужными техническими подробностями.
|