Про визы | |
21.10 10:15 | 2626
|
|
По итогам событий в Бирюлево на сайте «Эха Москвы» было много обсуждений на тему того, полезен ли будет визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья или нет. Вижу, что среди представителей либеральной интеллигенции есть масса недовольных этой идеей. Хотелось бы, однако, опровергнуть несколько очевидных глупостей, содержащихся в приводимых аргументах против визового режима — чтобы обычным людям было проще разобраться в последствиях такого важного и крайне необходимого шага, как введение виз.
Первое. Противники виз изображают их чуть ли не как некий новый «железный занавес», такой страшный барьер, который навсегда разделит нас с нашими южными соседями, создаст какие-то непреодолимые препятствия для общения, толкнет их в объятия Китая, ну и все такое тому подобное. Это чушь. Взгляните на очень простую историю: въездные визы в РФ действуют сегодня для граждан стран Евросоюза. Топ-менеджеры и инвестбанкиры, работающие в России, вынуждены регулярно ездить обратно домой в Европу, чтобы провести там около месяца, занимаясь оформлением новой визы для въезда в Россию (российская виза, кстати, по неформальным оценкам многих знакомых европейцев, одна из самых сложных для получения в мире с точки зрения бюрократических формальностей). И что? Между Россией и Европой случился какой-то страшный занавес из-за того, что европейцам для въезда в Россию требуются визы? Европа побежала в объятия Китая? Вовсе нет. Европа остается крупнейшим торговым партнером России: на нее приходится половина нашего экспорта (для сравнения — на всю Среднюю Азию и Закавказье в разные годы Как видно, каким-то непреодолимым барьером для общения и торговли с Европой наличие въездных виз для европейцев не является. Так что весь визг либеральной общественности о том, что наличие визового режима станет каким-то там концом света — просто ерунда полная. Тот же Китай, кстати, пускает представителей всех этих замечательных стран, о которых мы ведем дискуссию, только по визам. И Европа. И США. И Израиль. Иммиграционный суицид совершает лишь одна Российская Федерация. И ни в какие Китаи никто не убежит — денежные переводы из России в Среднюю Азию сегодня составляют более $10 млрд в год, для Таджикистана это половина ВВП. Экспортировать рабочую силу этим странам более некуда, никто их нигде не ждет. Будут учиться делать это цивилизованно, а не выпихивать к нам свое население под лозунгом «денег нет и не будет, уезжайте работать в Россию и шлите переводы сюда». Другое дело, что России давно пора отменить, пусть бы и в одностороннем порядке, въездные визы для граждан ЕС — это сильно облегчит нам приток инвестиций, технологий, квалифицированных кадров. Но, тем не менее, наличие визового режима с Европой ни к какой «остановке сердца» не приводит — люди ездят, торговля идет, инвестиции идут. Второе. Самый смешной аргумент — «введение виз ничего не даст». Для тех, кто понимает, небольшой ликбез. Вот вам два примера — азербайджанец Орхан Зейналов, подозреваемый в убийстве Егора Щербакова в Бирюлево, и таджик Курбонмад Зарипов, серийный насильник в Бутово — оба они ранее совершали преступления на территории РФ, и по идее их не должны были пускать в нашу страну. Зачем нам здесь преступники? Но! Все дело в том, что для граждан безвизовых стран основанием для въезда в РФ является всего лишь их национальный паспорт. Пусть бы даже и только заграничный, но все равно. Пограничнику предъявляют паспорт страны, с которой у нас соглашение о безвизовом въезде — и он автоматически обязан пропустить этого человека. Вот железное правовое основание для въезда. Всего лишь наличие паспорта страны, с которой у РФ соглашение о безвизовом въезде. Конечно, можно пытаться создать такую систему, при которой пограничник будет иметь доступ к некоей обширной датабазе, чтобы проверить все данные предъявляющего паспорт. Думаю, понятно, что это предельно технически сложно, особенно когда речь идет, скажем, о контроле во въезжающих в Россию поездах, автомобилях, автобусах. Тем более что на проверку может уйти длительное время, что утяжелит пограничный контроль в целом. Чтобы избежать этих проблем, человечество и придумало гениальное в общем-то в своей простоте изобретение — въездные визы, при выдаче которых консульским работникам как раз и дается определенное время на проверку личности заявителя, проверку, не рецидивист ли он, скажем. А если после проведения проверки все нормально, виза ставится в паспорт, и теперь от пограничника требуется всего лишь проверить ее наличие и срок действия. Это не юрисдикция пограничника (который и технически неспособен на это) — разобраться, кто именно к нам въезжает. Привлечению иммигрантской рабочей силы визовый режим никак не мешает — тот же Израиль, например, является одним из лидеров в мире по привлечению трудовых мигрантов, при этом для всех стран, откуда они прибывают, действуют визы. Теперь понятна разница? Либо автоматический допуск в РФ только лишь на основании наличия паспорта другой страны, либо допуск после нормальной цивилизованной проверки личности? Что мы можем добиться этим? Прежде всего, отсечь преступников. Как мы видим, повторный въезд и нахождение в РФ рецидивистов, уже совершавших преступление, которые нам здесь абсолютно не нужны и которые не должны пребывать на территории нашей страны — прямое следствие безвизового режима. Все, кто тут на «Эхе» агитирует против виз, лично ответственны за все эти случаи в Бирюлево, Бутово и так далее. Далее, мы можем отсечь тех, кто приезжает сюда, не имея конкретной работы. По данным самих диаспор (кстати, смешно, в довольно экзотической форме и с экзотическими аргументами, но тоже поддерживающих введение въездных виз), сегодня отсутствие трудоустройства у вновь приезжающих превращается в одну из главных проблем — тут уже совершенно точно неуместен пафос про «дефицит рабочих рук» Далее, визы с просроченным сроком действия являются настолько очевидным нарушением миграционного законодательства, что никаких там сложных проверок не требуется, и улизнуть, вложив в паспорт купюры, тоже сложно. Почему во время предвыборных летних рейдов по московским рынкам выдворяли в основном несчастных вьетнамцев? Да потому что с Вьетнамом действует визовый режим, и там определить, нарушено миграционное законодательство или нет, проще пареной репы — смотришь на дату в визе в паспорте, и все тут. А с безвизовыми странами начинается всякая непрозрачная коррупционная канитель, имеет право находиться или не имеет, есть у него справка или нет, какая справка, правильно ли выдана, поди разберись. Виза четко дает понять, есть ли у гражданина право на работу, на какую. И никаких коррупционных «разрешений на работу». Так что визы не «ничего не дают» — они дают очень и очень многое. Мы можем в очень короткий срок просто полностью избавиться от всех нежелательных элементов, которых здесь миллионы, при этом практически ничего не потеряв для рынка труда. Третье. Про всякие там инфраструктурные сложности. Вот, говорят, придется обустраивать границу с Казахстаном. Ну а вас не смущает 7 с половиной тысяч километров прозрачной необустроенной границы на южном направлении, где там, скажем, Талибан в двух тысячах километров к югу, наркотики, все дела? Эту границу с Казахстаном придется обустраивать в любом случае. Стоит это не так дорого — пара миллиардов долларов, столько в год тратится из федерального бюджета на «поддержку СМИ». Один годик продажные госСМИ не покормить — вот и цена вопроса. А задача стоит того. Сотрудники консульств дополнительные потребуются для обработки визовых заявлений? Так сегодня они все заняты скурпулезной проверкой анкет европейцев, для которых визы вообще надо взять и отменить. Вот и будет откуда перебросить штат — более 5 млн ежегодно въезжающих в Россию европейцев это больше, чем масштабы иммиграции из южных стран-соседей. Еще и персонал сократим. Будет ли коррупция при выдаче виз? Наверное, но поскольку характеристика на конкретного заявителя будет приходить из МИДа из Москвы, а местный консульский чиновник будет всего лишь передаточным звеном, ясно, что кардинально меньших масштабов по сравнению с походами за справкой о регистрации и разрешением на работу уже тут в России. Так что не надо здесь выть про страшно-страшные последствия визового режима со Средней Азией и Закавказьем. Почему мы так громко слышим этот вой? Кто-то находится в плену своих романтических представлений о прекрасном мире без границ, где все люди братья, и искренне не понимает практики введения барьеров. Кто-то по определению плохо настроен к русским националистам и продвигаемым ими идеям, потому что считает всех их по натуре погромщиками, которые вслед за таджиками пойдут громить и людей его национальности. А кто-то сам состоит в националистических организациях других народов (вот поищите здесь знакомые фамилии например) и органически не приемлет, когда русские заявляют о своих правах и интересах. Но какими бы ни были причины, все эти сомнения, как показано выше, от лукавого. Никакой апокалипсической картины от введения виз не будет, а аргумент «визы ничего не дадут» не работает — дадут, и еще как. |
|
Обсудить в блоге автора |
Читайте также:
: : : :
Визовый режим
|