Первого сентября 2004 г. группа боевиков во время утренней линейки ворвалась в школу № 1 в городе Беслане в Северной Осетии и захватила около 1200 педагогов, учеников и их родственников. Во время штурма 3 сентября, начавшегося после взрыва в школе, и после от полученных ранений погибли 334 человека, в том числе 186 детей.
Накануне трагического юбилея сайты pomnibeslan.ru и pravdabeslana.ru, рассказывающие о событиях 10-летней давности, испытывают сложности в работе. В мае и августе в ряде регионов доступ к сайтам был заблокирован якобы из-за наличия на них запрещенной информации, судебных решений об этом не было, не значатся они и в перечне запрещенных Роскомнадзором. По словам создателя «Правды Беслана» Марины Литвинович, она не получала предупреждений, письменные запросы провайдеру о причинах блокировки остались без ответа. Нельзя исключить, что молчаливая блокировка — результат технической ошибки или эксцесса исполнителей. Но регулярность попыток воспретить доступ к ресурсам с отличающейся от официальной версией трагедии и ее расследования заставляет задуматься, кому может помешать память о Беслане.
Теракты нередко становятся поводом для ужесточения законов. Под предлогом укрепления безопасности ограничивалась деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях, отменялись выборы губернаторов, сокращены полномочия судов присяжных, введена коллективная ответственность родственников и знакомых боевиков, ужесточен надзор за интернетом и др. Можно сказать, что последствия трагических событий сыграли важную роль в создании нынешней политической системы.
Власти стараются умолчать об издержках и собственной ответственности за происшедшее. Они настаивают: в трагедиях, в том числе в Беслане, виноваты террористы, в крайнем случае — допустившие их на борт самолета (взрывы в августе 2004 г., накануне Беслана) корыстолюбивые правоохранители низшего звена. Память о жертвах и их масштабах приводит к неудобным вопросам об ответственности и эффективности государства, которое допускает повторение трагедий и расширение их географии. |