я почти ничего не помню, потому что вечером первого числа мы с мамой уехали в киев и вернулись только четвертого. там не было телевизора, интернета тем более. и вроде кажется прошло мимо, но я потом пять лет пока училась в школе, почти каждый день думала, как я из нее буду выбираться, если что-то случится, и как увести с собой побольше людей
Эмоциональных состояний у меня бывает примерно два: либо я не чувствую ничего, либо чувствую всё сразу. Никому не известно, от чего это зависит, могу плакать над рекламой сока, могу с каменным лицом два часа ходить по музею холокоста. Могу наоборот. Надеюсь, это никак не связано с тем, что я фашист или ненавижу людей или ещё что-нибудь в таком духе.
В городе Беслан всего 37 тысяч человек. Во всей Северной Осетии - 700 тысяч, это почти в два раза меньше, чем в моём юго-западном округе. В Осетии все друг друга знают и все друг другу родня. 334 погибших, из них - 186 детей, более 800 раненых - в республике нет ни одной семьи, которой бы, в той или иной степени, не коснулась бесланская трагедия. И если остальная Россия мало что знает о деталях штурма, то в Осетии об этом знает каждый. И о том, кто первым по школе долбанул, и по чьему приказу, и что штурма можно было избежать.
Ровно 10 лет назад произошла Бесланская трагедия, унесшая жизни 334 детей и учителей.
Комиссия Госдумы так и не смогла установить истинные причины огромных жертв. Нашлись только два депутата Ю. Иванов и Ю. Савельев, которые открыто заявили, что гибель детей произошла в ходе штурма школы. Приказ о штурме дал Путин, отказавшись вести переговоры с Масхадовым... Такие преступления не имеют срока давности.
Сегодня 10 лет с захвата школы в Беслане. Я в те дни работала редактором новостей. Никогда не забуду те бессонные дни. Про себя молилась каждую минуту, пока писала новости. И вы никогда не забывайте. Вот проект, к которому я тоже имею определенное отношение. Распространяйте его пож http://pomnibeslan.ru
Десять лет назад, прочитав о нападении террористов на школу, не поверил. Не может такого быть. Подумалось, какой-то розыгрыш. Беслан. Я даже о существовании такого города не знал. Выдумка.
После появились первые кадры с места событий. Нервные чиновники. Серьезный президент. Жители с оружием, которых сдерживали, но которым не сильно препятствовали и совершенно не интересовались, откуда ружья.
Про Беслан я почти ничего не помню.
Для меня это событие, которое произошло не в сентябре 2004 года, а в сентябре 1984-го, 1974-го... Как будто до моего рождения, то есть.
Когда говорят о зависимости населения от зомбоящика, то я всегда вспоминаю Беслан, о котором почти ничего не помню.
10 лет назад я пришла домой из школы довольная и счастливая после торжественной линейки. Бабушка смотрела срочный выпуск новостей. Помню как замерло сердце от слов "террористы захватили школу в Беслане". Как так, почему, за что, дети же ни в чем не виноваты. Помню, что было страшно идти на следующий день в школу, после выпусков новостей слезы сдерживать было невозможно. Потом сообщили о том, что наши силовики готовят штурм. Тогда, в 16 лет, я надеялась, что все закончится благополучно. Но, увы. Вместе с террористами были уничтожены жизни более 300 человек. Тогда было много разных вопросов. Сегодня остался только один: почему из-за чьих-то политических амбиций гибнут ни в чем не повинные дети? #POMNIBESLAN
10 лет назад в это время мы ставили камеру в одной из горных сельских школ в Карачаево-Черкесии. Ждали ВВ. Я тогда работала в пуле... Тут вошел Громов и сказал: ВВ не будет - здесь рядом захватили школу. 'Там ужас. Человек, кажется, 200'. Поначалу ужасом казалось 200. Мы загрузились в вертолет и полетели из того села в Минводы. Там взяли такси и поехали в Беслан. Наш самолет улетел в Москву без нас...
C 1 сентября всех родителей, дети которых - школьники.
Самое главное: безопасность детей в школе.
В 2004 году, я это прекрасно помню, был Беслан... Тогда в здании школы было более 1100 человек, погибло-355 человек.
1. 10 лет назад я оставил свою школу и после 9 класса поступил в химико-механической техникум. Поселился не первое время у ДК Малунцева, где мы снимали комнату в большой квартире у старенького литовца, генерал-лейтенанта. Первую пару я конечно же проспал и пока добирался до техникума, в маршрутке услышал новость про захват детей в школе Беслана. Кажется это было Эхо Москвы. Стало страшно.
Я 10 лет не понимаю и, наверное, не пойму никогда, почему линейки в российских школах 1 сентября теперь нельзя начинать с минуты молчания. Почему памяти о настоящей боли надо избегать, подменяя фальшивками и суррогатами. И почему на миллион почему о том, что произошло в Беслане мы, видимо, никогда не получим ответа. Зато уроки патриотизма по всей стране в первый учебный день.
1 сентября. Беслан. Школа No 1. 2004 год. Прошло десять лет. Десять страшных лет для тех, кто в той школе потерял своих близких, своих детей. 186 детей. А что произошло с нами за это время? Сделали ли мы выводы? Заставили ли мы ответить хоть за что-нибудь тех, кто позволил маленьким деткам три дня пить свою мочу и пройти через ад, прежде чем погибнуть? И помним ли мы? На этот вопрос ответит каждый себе сам.
Который год наблюдаю в Беслане засилье (уж извините за прямоту) памяти погибших сотрудников ЦСН ФСБ. Каждый год придумывают что-то новое. Поставили один памятник. В новой школе, которая напротив Школы № 1, открыт музей спезнацовцев и там их портреты не просто в полный рост, а в два полных роста. Попытались нечетную сторону улицы Коминтерна назвать "улицей героев ЦСН". Потом это зловещая для Беслана аббревиатура (потому что ассоциируется скорее с генералами ФСБ Тихоновым и Проничевым, которые всем рулили) была по настоянию жителей Беслана удалена и кусок улицы Коминтерна стал просто "Улицей Героев". Теперь вот на симпатичном пустыре у ДОСААФ напротив школы собираются разбить сквер памяти погибших спецназовцев...
Так выглядит сегодня спортивный зал школы № 1. Его накрыли масштабной круглой металлической конструкцией и навесили на ней алюминиевые полотна золотистого цвета. Напоминают занавес. Бесланцы говорят "прикрыли трагедию". Сами жители Беслана всегда хотели абсолютно прозрачный консервирующий купол, чтобы, наоборот, раздолбанный во время штурма спортзал был виден всем. Теперь многие родители не хотят приходить на место, где погибли их дети. Внутри спортзала - тоже некая театральность. Очень много стихийно выраженной скорби и соболезнований в виде надписей, писем, игрушек, фотографий, каких-то поделок удалили. То что осталось, вызывает ощущение стерильности. Такая генеральная репетиция памяти.