tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Сюжет по теме
Министры-путинисты
Министры-путинисты
число просмотров число постов
В блогах обсуждают состав кабинета министров премьера Медведева и, в частности, назначение историка Мединского на пост министра культуры
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7134 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10366 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6320 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5035 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6258 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Большой человек
20.03 число просмотров 664 число записей 10
 
Теракт в "Крокус-Сити"
26.03 число просмотров 1209 число записей 13
 
Смертная казнь
27.03 число просмотров 272 число записей 6
 
Прислать свою ссылку
Анатомия чиновника. Страхи
Анатомия чиновника. Страхи

анатомия чиновника

 

Я познал, что путь чиновника в России — это страх.

Я знал их не то чтобы очень уж много, но знал — и мелких, и высокопоставленных. Некоторых имел возможность на­блюдать вблизи. Да что уж там — с некоторыми даже дружил.Разные люди. Молодые, старые. Блондины, брюнеты, лысые. Рыжих вот почему-то не было. Хитрые, простоватые, образованные и дикие, умные и глупые. Толстые и тонкие, хотя толстых больше. Похожие на клерков из европейского фильма и похожие на купцов из водевиля середины позапрош­лого века.

Разные, повторюсь. Но при этом всегда ведь почти безошибочно можно определить: этот вот блондин в первом ряду состоит на государственной службе, а этот брюнет — нет. Что-тообщее там есть всегда. То ли огонек в глазах, то ли.

Признаюсь честно: я долго искал, что же делает разных одинаковыми, и не находил ответа. А потом случайно, как водится, наблюдая за одним полузнакомым человеком, прозрел. Человек этот, сделав успешный проект, получил приглашение на гос­службу. Не смог отказаться и вдруг превратился в нечто совершенно иное. Как будто из бабочки опять получилась куколка. Или даже гусеница.

Он сумел стать вполне успешным чиновником, поскольку на госслужбе не делал вообще ничего. Просто сидел в кабинете своем и боялся. Боялся, как бы начальник рангом повыше не вспомнил про него и не стал бы ругаться. Раз в неделю он из своего кабинета, правда, выходил, устраивал подчиненным истеричный, бабий скандал, чтобы помнили, и опять запирался. И продолжал бояться.

Вроде бы до сих пор сидит в кабинете своем. А может, даже повысили.

Этот вот эталонный, чистый случай чиновного страха, овладевшего вдруг человеком нормальным и превратившего человека в чиновника, раскрыл мне глаза. Этот вот страх — он и есть их общий знаменатель, их знак принадлежности к нетайному ордену.

 У каждого в кармане — дорогой телефон, и, когда он начинает вибрировать, они дрожат в такт

Сперва я себе не верил, я перебирал в голове знакомых. Все-таки нынешнее российское чиновничество (ну, в целом) больше похоже на разбойную вольницу, чем на забитых кабинетных мышек. Но­сятся лихие люди в автомобилях представительского класса по просторам отече­ства, как некогда Стенька Разин в челнах по Волге, разбивают купеческие обозы, а с людишек попроще снимают нательные кресты. И ни управы на них, ни закона. Вернее, они и есть закон.

И вот они — боятся? — переспрашивал я сам себя и сам себе не верил. Перебирал в голове истории, которые они сами с гордостью рассказывали. Одни — понимая цену разбойничьимсвоим подвигам и самодурствам, другие — в святой уверенности, что за Родину рубились.

Вот они? Вот этот, который, когда река, протекающая в его владениях, обмелела, сдал внезапно образовавшиеся острова в аренду незадачливым москвичам, а потом, когда дожди пошлии острова исчезли, просто развел руками? Какие, мол, откаты, какие договоренности, вы о чем?

Вот этот, который целиком украл бюджет, выделенный на дорожное строительство? Этот, который бюллетени, правильно заполненные, на местных выборах лично линейкой в урну пропихивал? Этот, который у подчиненных человеческую жизнь отменил, запретив иметь на входе в кабинеты двери, а в кабинетах чайники? Просто так, чтобы знали, смерды? Вот они— боятся? Да чего.

И тем не менее — да, как ни странно, они боятся. У каждого в кармане — дорогой телефон, и, когда он начинает вибрировать, они дрожат в такт. Они боятся не того, что нарушают законы и вообще творят черт-те что, причем наблюдаемое давно уже невооруженным глазом. Они просто боятся, что начальник, стоящий на ступеньку выше, будет ругать.

Кстати, когда губернаторов, проваливших последние думские выборы, привезли к президенту на правеж, один из них на условиях анонимности сообщил корреспонденту столичного издания: «Наверное, просто будут ругать». А там ведь в основном такие лица, что, если ночью в подворотне встретишь, — сам отдашь бумажник. И вдруг это детское, древнее, глубокое,по-настоящему то есть страшное: «Будут ругать».

Впрочем, тогдашнего-то президента, подозреваю, не очень они боялись, понимая, кто на самом деле над ними стоит, а кто так, для маскировки. Но это другой вопрос.

Я видел, как хозяин области размером с Францию переходил после звонка столичного клерка средней руки, который (по крайней мере формально) и начальником-то ему не был, от истерики к гневу, от гнева к истерике, искал виноватых, карал виноватых, прощал виноватых, карал невиновных, бегал по обширному кабинету и разве что только не плакал. Ну, при посторонних, по крайней мере. Так-то кто ж его знает.

Этот страх — абсолютно иррациональный, как положено настоящему страху, поскольку ругают-то не обязательно за проступки понятные, вернее, нельзя заранее знать, за что все-таки будут ру­гать, но понятно, что будут, — он и есть тот стержень, вокруг которого мир русского чиновника вращается. И чиновник этот мир воспроизводит, обрушивая время от временина подчиненных цунами непредсказуемого гнева.

Это воспроизведение страха на каждой из ступеней бесконечной почти чиновной иерархии — ритуал, настоящая религия. Такой простор для антропологов, зря не описывают.

И тот, кто на самом дне чиновного мира копошится, почти незаметный, он не только для того мечтает карьеру сделать, чтобы ездить на дорогой машине и безнаказанно мздоимствомзаниматься. Он еще, конечно, хочет, чтоб его тоже хоть кто-нибудь да боялся. Иначе какой у жизни смысл.

И поэтому здесь все так. И долго будет так.

А еще я иногда думаю, как тот, который на самом верху, такой же чиновник, как прочие, через все ступеньки проскакавший, но душой не изменившийся, — он ведь тоже, наверное,ждет. Сидит один, глядит на телефон и вздрагивает, ожидая, что вот все, вот сейчас. Вот сейчас будут ругать.

А ругать-то и некому.

Далее

Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Алесандровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
Вопросы без ответа:
  
Вопросы без ответа: Как шесть террористов могли якобы поместиться в Рено?
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012