Каким образом происходит оплата услуг сотовой связи и от чего она зависит? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Размер оплаты услуг зависит от трафика: от его объема и состава. Под составом трафика подразумевается доля местных звонков, международных и междугородних вызовов и другие подобные показатели. Кроме того, размер оплаты определяется составом и объемом дополнительных услуг, которыми пользуется абонент сотового оператора. Обычно объем трафика и оплата находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга. То есть чем больше объем трафика или услуг, тем больше будет размер их оплаты.
Каким образом будут оплачиваться услуги, определяет сам сотовый оператор. Оплата производится в соответствии с тарифным планом. Соответственно, если у Вас безлимитный Билайн (МТС, Мегафон), то оплата по нему будет производиться на других условиях, чем, если Вы пользуетесь лимитными тарифами этих операторов. Правила время от времени могут меняться. Это также прерогатива сотового оператора. Об изменении правил компания сообщает на своих ресурсах, обычно на сайте в сети Интернет, а также сайтах сервис-провайдеров услуг оператора, например таких как "Корпорация Связи".
В индустрии сотовой связи существует три схемы оплаты услуг. Это кредитная форма, авансовая и предоплатная. Эти схемы не имеют четкой привязки к типу тарифного плана.
Кредитная система оплаты предполагает пользование услугами связи в кредит. По истечении расчетного периода (обычно это месяц) абонент получает счет для оплаты всех услуг, включая дополнительные, который должен быть оплачен в течение установленного оператором срока. Оплачиваться счет может или наличными, или через банковскую карту, или банковским переводом. Хотя оператор сотовой связи может устанавливать правила и по этому поводу. Часто предусматривается внесение определенной суммы денег в качестве гарантийного взноса (залог, депозит). Это условие вводится для того, чтобы снизить риск оператора при кредитной форме оплаты услуг абонентами. Депозит пользователь вносит при заключении договора на оказание услуг сотовой связи, и он возвращается, если договор расторгается.
Авансовая система предполагает внесение определенной суммы денег заранее. Оплата при этом осуществляется следующим образом: деньги списываются с баланса пользователя в зависимости от тех услуг, которые он получает. Так происходит до момента исчерпания внесенной авансовой суммы. Некоторые операторы вводят так называемый неснижаемый остаток, который является аналогом депозита в кредитной системе оплаты. В этом случае на балансе абонента должна остаться определенная сумма, использовать которую на оплату услуг он уже не может. При достижении этого показателя предоставление услуг прекращается и начинается вновь лишь при внесении нового аванса.
Сотовые операторы заботятся о том, чтобы пользователя вовремя пополняли свой баланс. Для этих целей действует система напоминаний о необходимости внести авансовый платеж. Если же такое оповещение не предусмотрено, то абонент сам в любое удобное для него время может уточнить остаток средств на балансе его телефона у менеджера.
Оплата в данной схеме производится всеми возможными способами, как и в других вариантах оплаты. С той лишь разницей, что счета предоставляются в информационных целях, а не для непосредственной оплаты.
Предоплатная схема похожа на авансовую. Оплата услуг здесь также производится предварительно, но с помощью телефонной карты. Эта карта представляет собой пластиковую или картонную карточку с указанным номиналом (он может быть в рублях, долларах или минутах трафика) и секретным кодом, скрытым под защитным слоем. Карту необходимо покупать заранее и активировать в нужный момент. Система обеспечивает возможность активировать карту в любое время суток. Процедура активации приводит к зачислению суммы с карты на виртуальный счет пользователя сотового телефона. Данная процедура интерактивна. По ее завершении Вы получаете подтверждение о том, что баланс пополнен. Причем, это пополнение происходит практически мгновенно, и совершать действия с телефонного аппарата можно сразу же по зачислению. Деньги за пользование услугами связи в этой схеме оплаты списываются в режиме реального времени. А когда баланс исчерпан, номер тут же блокируется.
Предоплатная система имеет ряд особенностей. Первой из них, является то, что карта оплаты может быть активирована в течение определенного времени, то есть у карты есть срок годности. Как правило, этот срок довольно большой, что не приносит неудобства для пользователя. Но стоит помнить, что запастись картами на годы вперед не получится. Еще одной особенностью является то, что сумма, зачисленная после активации карты на виртуальный счет, должна быть потрачена в течение определенного срока с момента вступления карты в силу. Что также необходимо учитывать. По окончании периода действия карты номер телефона будет блокирован, а остаток денег на счете обычно аннулируется, хотя это оговаривается правилами сотового оператора. Избежать потери средств можно, если активировать новую карту до истечения срока действия данной. В этом случае сумма добавляется к остатку денег на счете, а период действия продлевается по этой же схеме.
Перейдем к оплате трафика. Правила этой оплаты определяются тарифным планом (будь то лимитный, безлимитный тарифный план или какой-либо другой), и они одинаковы при любой схеме оплаты услуг. Двумя главными параметрами любого тарифного плана считаются абонентская плата и стоимость минуты разговора. Абонентская плата является установленной величиной и входит в состав постоянной части ежемесячных платежей пользователей. От объема трафика она не зависит. А вот что зависит от объема трафика, так это переменная часть ежемесячных платежей. Последняя равна произведению величины тарифа на величину трафика (количества минут эфирного времени) за определенный расчетный период.
От каких же параметров зависит тариф? Конечно, такие показатели, как, к примеру, наличие красивого номера телефона по данному тарифу или другие подобные привилегии, никак не оказывают влияние на тариф, так как обычно оплачиваются единовременными платежами. Тариф зависит от следующих параметров: пиковое или внепиковое (льготное) время общения; тарификация входящих вызовов обычно ниже, чем исходящих; внутренние (в пределах сети сотового оператора) или внешние (за пределами сети оператора) вызовы; местные, междугородние или международные звонки; тариф бывает «зоновым» (к примеру, разным для областного центра и области).
Тот отрезок времени, который будет тарифицироваться, обычно округляется до ближайшего верхнего показателя. Некоторые тарифные планы предусматривают наличие начального интервала времени, который не оплачивается (обычно он составляет от 5 до 10 секунд). Тариф может предусматривать минуты разговора, которые включены в абонентскую плату – «включенные минуты». К примеру, если включено 15 минут, то поминутная оплата трафика будет начинаться с 16-ой минуты.
Звонки по аварийным номерам (скорая помощь, милиция, пожарная охрана и другие) должны быть бесплатными.
У одного оператора обычно в наличии несколько тарифных планов, каждый из которых рассчитан на определенную категорию граждан. Поэтому можно выбрать наиболее удобный именно для Вас вариант среди предложений даже одного бренда сотовой связи.
Что касается дополнительных услуг, то здесь могут устанавливаться различные виды оплаты. Например, оплата их может быть фиксированной ежемесячной, пропорциональной трафику, пропорциональной объему переданной информации (это больше относится к смс-сообщениям), комбинированной из всех выше указанных способов.
Услуги роуминга оплачиваются, когда абонент появляется в домашней сети, независимо от того, в какой стране или городе он пользовался этими услугами. Оплата производится по соответствующему тарифу с дополнительной надбавкой, которая обычно составляет около 15% в пользу своего сотового оператора.
Счет за услуги сотовой связи формируется на основе информации о предоставленных услугах в определенный расчетный период. Эта информация автоматически регистрируется системой и автоматически же передается на специальные вычислительные средства. Фиксируются такие параметры, как время и дата начала и окончания предоставления услуг, место, откуда приходят входящие звонки и куда поступают исходящие и другое. Кроме того, счет включает и дополнительные сборы, к которым региональные и федеральные власти обязуют операторов сотовой связи. К ним относят НДС (налог на добавленную стоимость) и НСП (налог с продаж).
Соответственно, всегда следует обращать внимание на то, указаны ли цены в тарифе с учетом НДС и НСП или же без их учета. И в последнем случае иметь ввиду, что затраты при пользовании услугами связи будут больше.
Таким образом, можно прийти к выводу, что вопрос выбора пути оплаты услуг оператора сотовой связи довольно сложен и требует тщательного анализа многих моментов и нюансов. Однако, проведя сравнение и взвесив все за и против, удастся найти для себя наиболее оптимальный вариант оплаты услуг сотового оператора.
Источник: www.corporacia.ru, "Корпорация Связи"
|