60 тысяч офицеров в Вооруженных Силах России не несут военной службы…
Реформа российской армии, проводимая в последние годы командой Анатолия Сердюкова, привела к существенному сокращению офицерского состава. На пару лет был даже прекращен набор в военные училища и военные институты, и выпускникам с лейтенантскими погонами приходилось соглашаться на сержантские должности, так как все офицерские были уже разобраны. Как отразится на состоянии российской армии сокращение офицерского состава – это тема отдельного и большого разговора. Но стоит отметить, что решения такого уровня принимаются высшим политическим руководством страны и, в общем-то, не дело военных или зевак рассуждать о целесообразности таких решений. Военные действия (как нас учили классики) – это всего лишь продолжение политики любыми средствами и поэтому политикам виднее, как их решения отразятся на жизни страны.
Вместе с сокращением офицерского состава (число которого до недавних пор практически равнялось количеству рядовых в армии) российские власти анонсировали и значительное повышение зарплаты военным. Обещание правительство страны сдержало. Во всяком случае, в 2012 году жалоб на «нищенское» существование офицерского состава Российской армии практически не стало. При повышении зарплат была существенно пересмотрена сама система начисления денежного довольствия. Ранее офицеры в зарплате военных основную долю занимали разнообразные надбавки, регулировать размер которых мог командир части. Сейчас основную массу офицерского жалованья составляют оклад по должности и оклад по званию, которые не могут быть уменьшены по произвольному решению командования части. И оклады эти весьма существенно выросли.
И вот именно эти два события: сокращение офицерского корпуса и повышение заработной платы с одновременным изменением структуры выплат и заложили мину под кадровый состав армии.
Офицеров с сокращаемых должностей нужно увольнять. Это как-то само собой подразумевается. В любой организации, в любой стране мира не станут держать на работе сотрудника, в чьих услугах компания больше не нуждается. Существует некоторый определенный законом период, в течение которого работник и работодатель обязаны расстаться, ели они более не подходят друг другу. Но вот нюанс – ни в одной организации, кроме как в советской (а впоследствии и в российской) армии работодатель не был обязан обеспечить перед увольнением своего сотрудника жильем. А без получения жилья военнослужащего уволить нельзя, будь он трижды сокращенным. Таких офицеров выводили «в распоряжение». До 1 января 2012 такие «находящиеся в распоряжении» военные получали лишь небольшую долю от той заработной платы, которая причиталась им на активной службе. А вот с Нового года структура офицерского жалованья существенно поменялась. И доходы такого «распоряженца» значительно выросли. Так офицер в звании майора, находящийся «в распоряжении командира Н-ской части» получает ежемесячно несколько более 30 тысяч рубле, подполковник с аналогичным статусом –около 40 тысяч, а полковник – в районе 50 тысяч рублей. Согласитесь, неплохие суммы.
И будут эти выплаты продолжаться до тех пор, пока офицера не уволят. А уволят его только тогда, когда он получит квартиру. А факт получения квартиры офицер должен удостоверить собственноручной подписью. А вот если квартира этому офицеру по каким-то причинам не подходит – он может от нее отказаться. И вновь ждать квартиру. И вновь получать деньги. Дело доходит до того, что некоторые «распоряженцы» настолько овладели искусством юридического крючкотворства, что просто подряд отказываются от любых предлагаемых квартир. Логику их понять можно: квартиру все равно рано или поздно дадут, а вот получать по 30-50 тысяч в месяц практически ничего не делая – когда еще так получится?
Чтобы заставить таких офицеров совершить хоть что-нибудь полезное, командование частей идет на разные ухищрения. Московских «распоряженцев» сначала прикрепили к комендатуре города, где они должны были еженедельно отмечаться. Такие обязанности были не слишком пыльными и поэтому жизнь «распоряженцев» в Москве решили несколько усложнить. Их прикомандировали к действующим частям. Теперь действующим офицерам приходится ломать голову, как использовать человека, основной среднесрочной задачей которого является исключительно ожидание квартиры. Возможно некоторые «распоряженцы» и рады были бы сделать что-нибудь полезное, но психология их окружения вряд ли позволит им сделать это. Основные разговоры в их среде вертятся только вокруг получения квартир. Не может человек, одной ногой стоящий в гражданской жизни, полноценно интересоваться армейской жизнью. К тому же таким офицерам никто не доверит командование личным составом, поэтому их обязанности в действующих частях сводятся к бесконечному пересчету имущества и заполнению разнообразных журналов. Это конечно выглядит чуть более продуктивнее, чем еженедельная регистрация в комендатуре, но все равно как-то не вяжется со статусом старших офицеров. Военные прокуроры следят за тем, чтобы офицеры, находящиеся в распоряжении хотя бы ходили на службу. Впрочем, многие из распоряженцев скептически относятся к таким усилиям военных властей. Фактически у таких военнослужащих уже окончился срок контракта и не совсем понятно, на основании каких нормативно-правовых актов их можно привлечь к несению службы.
Если в московском регионе еще как-то можно задействовать офицеров – распоряженцев, то в остальной России вопрос их полезности и участия в служебной деятельности вызывает определенные вопросы. От Калининграда до Анадыря «в распоряжении» находится около 60 тысяч военнослужащих. Ежемесячно государство им выплачивает около 250 миллионов рублей. Оцените эту цифру. Те 30-50 тысяч рублей, который получает почти уволенный офицер в московском регионе конечно нельзя назвать «достойной» зарплатой. Москва и окрестности – город дорогой. А вот в российской провинции такая сумма вполне может удовлетворить не слишком притязательные запросы. Скажем честно – найти уволенному офицеру работу за такие деньги в Воронеже или Омске несколько проблематично. Да ведь на такой работе еще и работать придется, а не просто «появляться»? Вот и получается, что нескольким десяткам тысяч офицеров просто нет никакого резона настаивать на получении квартиры и своем увольнении. «Офицер спит – служба идет». Зачем предпринимать какие-либо действия по получению квартиры и последующему увольнению, если жить есть где (служебные квартиры никто не отменял) и имеется вполне приличный официальный доход?
Такая «подвешенная» ситуация может тянуться достаточно долго и у многих военных, находящихся в распоряжении нет никакого желания ее разрешить. Разрешить ее может только государство, и только одним способом – выдачей компенсации за квартиры не в материальной форме, а в денежной. Помимо того, что такое решение вопроса позволит сэкономить существенные средства, выплачиваемые «распоряженцам», оно позволит и изрядно сократить военную бюрократическую прослойку департамента жилищного обеспечения Министерства обороны. Выдача благ и льгот в материальном виде всегда концентрирует вокруг себя множество чиновников, которые ведут учет и контроль. А уж строительство жилья за счет военного ведомства дает широкий простор для коррупционных действий. Квартиры покупаются по цене за квадратный метр, определенной министерством регионального развития. Как сэкономят на цене строители и как они договорятся с заказчиками – военными чиновниками – никому не известно. Вряд ли при таких объемных заказах и гарантированной покупке строящихся квартир строители-девелоперы остаются в накладе. И они непременно поделятся некоей долей прибыли с лицами, отвечающими за покупку жилья. В результате довольными остаются все: и чиновники, и строители и даже офицеры-распоряженцы. Убытки терпит только государственный бюджет. Но это ведь никого не волнует?
|