Одной из разновидностей церковного пения на Руси является Валаамский распев. Традиционно церковное пение вобрало в себя особенности византийской церковной музыки, которая уже во времена Ярослава мудрого звучала, как «трисоставное сладкогласование… в похвалу Богу», в исполнении троих приглашенных греческих певчих. Этот термин долго ставил в тупик как музыковедов, так и самих богословов. Однако, удалось установить, что речь шла не о трехголосном, а об унисонном пении, что было еще более странно. Предполагается, что имелись ввиду три измерения - духовное, словесное и музыкальное. В отличие от светской музыки, действующей всего в двух измерениях - словесном и музыкальном. В этом и секрет проникновенного церковного пения. Именно такой подход к церковному православному пению делает его особенно величественным и совершенно отличает и от современного партесного пения, основанного на «итальянском» стиле. Такая музыка услаждает слух, но не вводит верующего в глубину таинств веры православной, не погружает его в Славу Божью, не вызывает богоугодные переживания.
Древнерусское церковное пение в корне отличалось от современного церковного пения и по структурно-музыкальным характеристикам. Подобно древним мозаикам, составляющими которых служили готовые цветные камни, древнерусское церковное пение состояло из готовых канонических попевок, удивительных для слуха современного человека. Нам странно слушать это пение, поскольку мы разучились выходить из суеты бренного мира и входить в мир молитвенного созерцания. Однако, именно такое пение и является подлинно каноническим, полностью соответствующим самому духу православных богослужений. Сегодня трисоставное пение Древнерусской Православной Церкви является тайной, известной лишь нашим предкам.
Оно было, действительно, ангелоподобным, и восстановить его сегодня, как считает археолог XIX века епископ Порфирий (Успенский) не так уж сложно, если снова обратить пристальное внимание на проверенные временем образцы древнего знаменного распева. Эта практика ведется на Валааме и в других монастырских обителях. В настоящее время образцы древнерусского трехсоставного пения приобретают все большее внимание со стороны богословов и исследователей. Засиять их в первозданной красоте может лишь тот, кто очистит их от накопившихся наслоений и копоти. В этом много способны помочь древние крюковые рукописи. Однако, возрождение православного канонического пения немыслимо без возрождения православной культуры богослужения. Только таким образом возможно возродить великую назидательную силу трехсоставного пения, созданного для молитвы, а не для некоего общего музыкального фона, который умиляет, трогает, но ничему не учит. И оно в корне отличается от евангелистских христианских песен. |