Жилищно-коммунальная сфера представляет собой довольно интересный инструмент посредничества, направленный на то, чтобы избавить жильцов многоэтажных домов от необходимости тратить время на решение вопросов с представителями коммунальных служб. Эти службы поставляют в квартиры жилых домов электричество, воду, газ, осуществляют ремонт лифтов, подъездов, уборку и благоустройство придомовой территории.
К сожалению, при организации таких служб был допущен ряд серьезных просчетов. Одним из таких просчетов стала практически полная самостоятельность каждого участка. Отсутствует профильный институт жилищно-коммунальной сферы, так же, как и отдельное министерство или иной структурный элемент организации.
Таким образом, был заложен некий механизм, который рано или поздно должен был привести к упадку всей системы ЖКХ. С одной стороны, Жилищный кодекс регулирует правила обслуживания домов, а с другой стороны, не предусматривает четкого регламента замены водопроводных труб или электрических коммуникаций, расположенных вне домов. Кроме того, отсутствие прямой подчиненности таких хозяйств какой-либо структуре приводит к самоуправству и произволу, которые делают возможным целый ряд махинаций.
Такие махинации направлены на воровство денежных средств граждан, которые оплачивают некачественные или отсутствующие услуги, а также на обкрадывание государства, путем нецелевого использования выделяемых бюджетных средств.
Кроме того, что жильцы платят за услуги плохого качества, так еще и вынуждены платить за те услуги, которые были выполнены только на бумаге, в отчетах, предназначенных исключительно до проверяющих органов. Получается, что оплата за услуги была собрана в полном объеме, бюджетные деньги выделены, а сгнившие трубы так и не поменяли, в надежде на то, что ближайшая авария все спишет.
Итак, основными способами махинаций руководителей и работников ЖЭКов является:
- Сдача в аренду помещений, представляющих общее имущество домовладения без согласования с жильцами. Такими помещениями являются подвальные помещения, чердачные, пожарные выходы и колясочные. Такая махинация может обогатить руководство ЖЭКа, а ведь эти деньги могли пойти на капитальный ремонт подъезда или замену обветшалой электропроводки.
- Произведение оплаты профильным службам за подачу тепла и воды по общедомовым счетчикам, в то время, как оплата с жильцов взимается по установленным тарифам за кВ.м.
- Проведение ремонта в подъездах или организация иных работ по сметам, цены в которых явно завышены. В этот вид махинаций можно включить работы, которые не были произведены фактически, но которые были оплачены жильцами или государством согласно фиктивному договору.
- Иногда может иметь место практика установки общедомовых счетчиков за электричество не в доме, а в электроподстанции, и к источнику электропитания имеют возможность подключаться структуры, не имеющие отношения к домовладению.
Это основные способы отъема денег у плательщиков по квитанциям. Кроме этих способов существует еще достаточно много менее очевидных, но не менее эффективных способов обмана жильцов и государства. Все эти способы преследуют одну цель – обогащение управляющего персонала структур ЖКХ.
Подавляющее большинство подобных финансовых схем, носящих ярко выраженный криминальный характер, известны работникам контролирующих органов. Так почему же до сих пор не наведен порядок в работе ЖКХ? Все дело в том, что во главе таких структур часто оказываются люди, которые имеют приятельские или родственные отношения с органами местной власти. Оттого и сходят нарушения с рук таким «предприимчивым» управленцам.
Другой, не менее важной причиной того, что ЖЭКи в течение многих лет продолжают безнаказанно обирать ни в чем не повинных жильцов, является пассивность жильцов в отношении работы ЖЭКа. Большинство жителей занято своей работой, своей жизнью, им не до того, чтобы непрестанно, досконально изучать счета и выполнение поточных работ. С одной стороны, это понятно. Не затем жильцы поручали ЖЭКу обслуживание дома, чтобы освободившееся время посвящать надзору за работой ЖЭКа.
Однако, контроль организовать несложно. В любом доме можно подыскать пенсионера, который сведущ в законодательстве, обладает достаточным количеством свободного времени и желанием приносить пользу обществу. Вот такой человек и может от лица всех жильцов контролировать работу ЖЭКа. Такой уполномоченный может задавать вопросы руководству ЖЭКа, проверять сметы, качество и сроки проведения работ, писать обращения в контролирующие организации. В свою очередь, персонал ЖЭКа, чувствуя возросший контроль, будут более сдержаны в своем стремлении нажиться за счет жильцов этого участка. |