Многие родители маленьких детей, отправив ребенка в школу с нетерпением ждут первых успехов. Пятерок, несомненно, похвал от учительницы и гордое звание "Лучшего первоклассника мира". А ведь маленького ребенка в школе ждет очень много проблем, которые нужно решить, прежде чем стать успешным.
Большинство детей с нетерпением ждут 1 сентября, День знаний, чтобы получить новый статус. Но уже через пару месяцев родители замечают, что энтузиазм куда-то испарился — по-утрам детка тяжело просыпается, небольшие по объему домашние задания выполняет со слезами.
А это значит, что надо серьезно задуматься — если не принять меры сейчас, потом будет поздно. У ребенка сформируется стойкая неприязнь к школе. Существует несколько основных «первоклассных проблем»:
● неуспеваемость в прямом смысле — когда ребенок не поспевает за школьным ритмом;
● сверхактивность, когда малыш-непоседа никак не может приспособиться к обязанности сидеть какое-то время на одном месте;
● проблемы общения, нахождения общего языка с одноклассниками и учителями.
Эти три основные проблемы могут с самого начала испортить ребенку впечатление о школе. Как же их решать? На самом деле скорректировать поведение первоклассника можно, главное вовремя понять какая именно у него проблема. Если детка постоянно последним выходил из группы детского сада, долго одевался, над каждым рисунком или поделкой сидит больше часа, стоит задуматься уже в это время об оптимальном выборе школы.
В настоящее время частные школы в большинстве своем применяют индивидуальный подход. Им это действительно проще сделать, чем учительнице государственной школы, у которой в классе далеко за 20 учеников. Если нет возможности устроить такого ребенка в частную школу, то дома надо ввести урочно-соревновательную систему. При которой все — мама, папа, дедушка, старший брат, и даже кот Барсик будут на время делать обычные дела. Например, одеваемся на прогулку, кто раньше. Или кто быстрее нарисует осенний день. Минусы у такого способа есть — скорее всего скорость явно ухудшит качество. Но наверно лучше сначала достичь одной цели - «успеваемости», а потом можно бороться и за качество. Сверхактивность маленьких детей — довольно частое явление.
И не надо путать эту проблему с медицинским термином «гиперактивность». Сверхактивность присуща многим дошкольникам, так как до определенного момента у них не было необходимости сидеть по 30-40 минут на одном месте. Лучше, если родители заранее попытаются приготовить ребенка к школе, организовывая мини-уроки, на которых царит строгая дисциплина.
Такие уроки можно провести с помощью компьютера и интернета. В настоящее время очень много образовательных сайтов, а для уроков чтения идеально подойдут сказки и рассказы молодых начинающих писателей. Еще одной причиной сверхактивности может быть то, что малышу не интересно. Это бывает, если детка хорошо подготовлен к школе, умеет читать, писать. В таком случае лучше поинтересоваться есть ли в городе образовательные центры, лицеи, гимназии, в которых практикуется углубленное изучение некоторых предметов. К сожалению, в столь раннем возрасте редко когда явно видны наклонности малыша, и есть риск «технаря» отдать в Гуманитарный лицей, а «гуманитария» - в физико-математическую гимназию.
Здесь следует проявить особое внимание. Проблемы нахождения общего языка, то есть коммуникативные проблемы, чаще появляются у тех детей, которые не ходили в детский сад. Проблема коммуникаций включает в себя поиск своего места в школьном коллективе. Это достаточно трудно — для папы и мамы ребенок всегда самый лучший и самый красивый. А в классе таких полно — целый класс. Научиться общаться со сверстниками ребенок может только в кругу сверстников. А значит, еще до школы нужно поощрять желание малыша познакомиться с «той девочкой в синей шапочке» или поиграть с мальчиком в песочнице. Чем чаще малыш будет общаться со сверстниками, ребятами помладше и постарше, тем увереннее он себя будет чувствовать среди одноклассников.
Но иногда детям мешает общаться некоторые дефекты воспитания, которые в детской среде неприемлемы. Например, излишняя болтливость, хвастливость, жадность, желание всегда быть первым. Эти качества надо искоренять. Для этого необходимо перестать поддаваться в настольных играх, научить достойно проигрывать. Прочитать детские сказки о жадности, хвастовстве, где герои, имеющие эти недостатки обязательно проигрывают, и обязательно обсудить их с ребенком.
Но если, через три-четыре месяца учебы у ребенка так и не появились друзья — надо бить тревогу. Стоит поискать хорошие психологические центры, в которых опытные специалисты помогут социализации малыша, а может (тьфу-тьфу-тьфу) обнаружат серьезные проблемы, которые на ранней стадии поддаются корректировке. В целом, любому родителю следует помнить, что первый класс — это серьезное испытание. И задача родителей помочь это испытание перенести как можно более безболезненно. |