Денис Буцаев про экологическую повестку в текущих реалиях на XIII-м международном форуме «Экология»:
«С начала года экология претерпела тектонические изменения. Отпала вся мишура, которая искусственна была навешана на повестку, чтобы тему, что называется, замотать».
«В России много проблемных сфер. И сфера обращения с ТКО — одна из них. Но проблема не всегда означает негатив. Благодаря проблематике, которая существует в сфере ТКО, за прошедшие два года для отрасли было сделано гораздо больше, чем многими другими странами за несколько десятилетий». Этому способствовало и повышение ответственности самих предприятий, который стали задумываться о своей экологической политике. Один из вариантов - введение экологического аутсорсинга, когда сторонней организации передается выполнение функций эколога на предприятии. Данная услуга подразумевает полную или частичную передачу деятельности по подготовке и сдаче всех форм отчетности по форме 2-ТП, расчет и сдачу экологических платежей, разработку рекомендаций по оптимизации природопользования: https://green-armor.ru/ekologiya/ekologicheskoe-soprovozhdenie-predpriyatij/
Про регуляторику
«Основной задачей отрасли изначально являлось построение нормативной базы. Невозможно действовать в отрасли, где у тебя нет правил игры. Сейчас есть 89-й закон, объединивший несколько нормативных документов, которые должны были установить регуляторику».
«В сфере ТКО сейчас всё примерно посчитано. Почему примерно — мы понимаем, что присутствует 5-7% фейковых отчётов, но тем не менее степень детализации отчётных данных — высокая».
«В промышленных и иных видах отходов — полная неопределённость. Мы оцениваем разницу в объёмах существующих промышленных отходов с погрешностью в миллиарды тонн. Это колоссальные объёмы, не сравнимые с ТКО. И в этом отношении задача выглядит ещё более амбициозной. Нам предстоит разобраться, сколько таких отходов образуется, что с ними происходит и какой порядок должен быть обращения — что признавать отходом с точки зрения регуляторики, а что нет».
Про регоператоров и прозрачность отрасли
«Важное направление работы — повышение прозрачности отрасли. Мы начинали в 2019 году реформу ТКО с примерной оценкой, что 70-80% участников рынка нам вообще не видны (возчики, владельцы или арендаторы полигонов). В настоящий момент в отрасли всё стало понятно. У нас 176 регоператоров, которые имеют право заниматься этой деятельностью.
Только 6-8 регоператоров из 176 находятся в «красной зоне» — неустойчивы. Остальные достаточно устойчивы. Этой устойчивости позволила появиться в своё время система планомерных сборов. В том числе — с населения».
О мерах поддержки
Для стабилизации ситуации в отрасли обращения с отходами разработали меры поддержки. На сегодня президиум правительственной комиссии утвердил три меры, их включили в перечень антикризисных мер поддержки российской экономики. Это субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, возможность увеличения сроков по концессиям и подхват функций регоператоров.
Мусорные полигоны в России изучат при помощи дронов
Российский экологический оператор решил, что пора освежить данные о полигонах ТБО в регионах - и запустил проект по их облету и сканированию. В результате будут созданы 3D-модели более чем 500 полигонов, определена их остаточная вместимость, рассчитаны предельные сроки эксплуатации.
Технология довольно проста и уже отработана на полусотне полигонов в пяти регионах - Владимирской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской и Тверской областях. Съемка дронами дает РЭО 100% картину по всем полигонам, тогда как на местах сведения нередко скрываются или искажаются. И, видимо, руководство отдельных регионов в этом заинтересовано - по корыстным или другим причинам, но 19 регионов саботируют проект РЭО.
"До настоящего времени 19 регионов пока не направили заявки ни по одному полигону с запрашиваемой РЭО документацией, что вызывает недоумение. Сейчас ППК продолжает формировать региональные заявки на проведение работ по воздушному лазерному сканированию".
Про РОП
«Проблема в том, что тариф мы собираем только с граждан. Мне очень приятно, что все, кто присутствует на этой конференции, поддерживают введение института расширенной ответственности производителя. Потому что это второй источник дохода, за счёт которого может развиваться отрасль. Но, к сожалению, он ещё не введён, а мы всё пытаемся вытянуть этот огромный объём за счёт населения».
Расширенная ответственность производителя, или РОП, была введена в Федеральном законе № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 года как один из механизмов, который должен был снизить количество отходов и заставить производителей думать о том, что будет с их товаром после окончания срока его эксплуатации. Однако самостоятельная утилизация развивалась крайне медленно, экологический сбор платили далеко не все субъекты РОП – он был мизерным и тратился неизвестно куда.
Было решено перезапустить неработающий механизм РОП. На дискуссии ушел не один месяц, и в конце прошлого года правительство утвердило новую концепцию, которая содержит основные подходы к трансформации госрегулирования в области ответственности производителей и импортеров товаров.
Про финансирование
«Вопросы финансирования кардинальным образом были решены в прошлом году. В настоящий момент Правительство предлагает беспрецедентные меры финансовой поддержки отрасли. Я не знаю ни одной отрасли, которая обладает таким инвестиционным и антикризисным инструментарием.
Благодаря постановлению, подписанному Правительством в декабре прошлого года, при ключевой ставке в 14% мы можем на рынок дать деньги под 6%. А если ещё подключается какой-либо институт развития, ставку можно довести и до 5%. Так мы сотрудничаем, например, с институтами на Северном Кавказе и Дальнем Востоке».
|