Подрядчик при составлении, подписании договора должен смотреть на все нюансы, включая те, которые кажутся ему незначительными. Документальная фиксация прав, обязанностей сторон поможет избежать многих проблем в будущем. Поскольку разработка сайта – процесс длительный, сложный, многоэтапный, лучше сразу предусмотреть риски и обезопасить себя от лишних проблем.
Основные принципы составления договора
При составлении договора о создании сайта нужно учитывать следующие принципы. Они актуальны для любой сферы. Основные моменты:
- Равенство сторон – и заказчик, и исполнитель имеют свои права, обязанности, которые должны соблюдаться. Заказчик обязуются предоставлять материалы для работы, вносить корректные правки, своевременно оплачивать результат. Исполнитель отвечает за соблюдение сроков реализации проекта, учет всех пожеланий клиента. Ответственность за соблюдение конфиденциальности личных данных будет равной.
- Нейтральное изложение – откажитесь от эмоций в пользу фактов и четких формулировок. Нет смысла взывать к совести и ответственности, зато есть все основания требовать полного соблюдения обязательств.
- Логическое, четкое повествование – оплата в течение 7 дней, сдача этапа течение 14 дней и так далее. Водные обороты не имеют смысловой нагрузки и не помогут в решении спорных вопросов на случай их возникновения.
- Детальное описание условий сотрудничества – прописывайте стандартные пункты согласно плану и дополнительные в приложениях, если считаете это необходимым.
Лучше потратить больше времени на составление договора, чем потом заниматься выяснением отношений. Когда работы сделаны, а каждая сторона считает себя правой, достичь компромисса невозможно. Именно договор станет ориентиром для действий и инструментом достижения компромиссов в сложных ситуациях.
Обязательные пункты для договора
Договор на разработку сайта должен содержать такие пункты:
- Предмет рассмотрения – а именно лаконичное описание сути совместной деятельности. Исполнитель, к примеру, должен выполнять определенные работы или предоставлять услуги согласно составленному заказчиком заданию. Заказчик оплачивает, принимает или отправляет на доработку готовый результат, предоставляет материалы для работы в установленные сроки.
- Материалы – их заказчик предоставляет исполнителю на свое усмотрение либо по запросу. По умолчанию именно заказчик обязан давать подрядчику всю необходимую для работы информацию. В договоре прописываются сроки и условия этих действий. Не редки ситуации, когда сдача проекта сильно затягивается из-за ожидания рабочего материала.
- Заказы – для их перечисления идеально подходят рамочные договора. Документы содержат сведения по всем аспектам сотрудничества, но сжато. Если нужно расширить блок, используют приложения. Их оформляют отдельным блоком, нумеруют и прикладывают к договору.
- Финансовые условия сотрудничества – в рамочных договорах указывают только основные моменты, а именно кто платит, когда, каким способом, суммы налоговых сборов, пр. Для уточнения деталей можно предусмотреть отдельный пункт в приложениях.
- Субподряд и официальные представители – их наличие должно быть предусмотрено в договоре. Субподрядчика нанимает подрядчик в случае, если нужно привлечь специалистов определенного профиля со стороны, завершить работы в сжатые сроки, пр. Ситуации, когда исполнитель может обратиться за помощью к субподряду, желательно прописать в договоре. Официальные представители нужны компании заказчика. В таком случае за ведение проекта (веб-сайт) будет отвечать конкретное лицо или группа лиц, а не все сразу. Это облегчит жизнь исполнителю и ускорит сдачу проекта. Маркетолог, менеджер, руководитель могут иметь разные точки зрения по развитию интернет-ресурса – поэтому так важно определить ответственное лицо.
- Условия сдачи и приемки работ – в данном пункте нужно детально расписать, как будет происходить сдача проекта и его приемка. Подрядчик обычно направляет клиенту результаты работ и акт. Для оценки информации, приема решения нужно около 5 дней. Если это необходимо, результат отправляется на доработку. Требования к доработке должны быть адекватными и соответствовать условиям договора. Все замечания в духе «стоило лучше» или «придумайте как, но мы сами не знаем как» недопустимы. Проблема в том, что на этой почве между сторонами часто возникают конфликты – исполнитель работает по техническому заданию, а заказчик меняет требования или не может четко, логично сформулировать мысли. Наличие пункта с подробным описанием условий сдачи работ облегчит всем жизнь.
- Права собственности – тоже спорная тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения. По умолчанию все права на материалы переходят от исполнителя к заказчику после получения оплаты. До оплаты подрядчик имеет полное право распоряжаться кодами, картинками, пр. Дополнительные моменты (например, возможность исполнителя запрашивать права на программные коды, видео, текстовые материалы) прописываются отдельно.
- Конфиденциальность информации – она должна соблюдаться по умолчанию, но на случай возникновения спорных ситуаций лучше будет прописать спорные моменты в договоре. Обе стороны имеют право устанавливать запреты на публичное разглашение данных (в т.ч. в телефонных разговорах, интернет-переписках). Исполнитель должен держать в тайне сведения по ценам, методам разработки. Следует указать в договоре, какие сведения относятся к конфиденциальным данным, а какие нет. Если к такой информации должен иметь доступ определенный круг лиц, нужно написать, кто именно.
- Степени и типы ответственности – этот пункт разграничивает полномочия и определяет степень ответственности в случае нарушения условий договора. С условиями все понятно – исполнитель должен своевременно сдавать проект, информировать заказчика о результатах работ, запрашивать материалы. Заказчик обязан предоставлять нужные сведения и оплачивать услуги без задержек. Под полномочиями подразумеваются компетенции подрядчика. Исполнитель должен сделать качественный сайт согласно ТЗ, но это никак не связано с эффективностью бизнес-процессов компании. Если ресурс не приносит желаемой прибыли, проблема может быть не в нем, а намного глубже.
- Споры – порядок их урегулирования в судебном и досудебном порядке.
- Документы, каналы коммуникации – документы помогут добиться справедливости в случае возникновения споров. Стандартный перечень каналов коммуникации – электронная почта, телефон.
- Форс-мажоры – ситуации непреодолимой силы, в случае наступления которых ответственность за несоблюдение условий договора не возникает.
Обязательно наличие подписей и реквизитов сторон. Сроки действия договора указывайте на свое усмотрение – по умолчанию они прекращаются после завершения сотрудничества (приема, оплаты) или расторжения соглашения.
Приложения
Приложения могут потребоваться для уточнения отдельных пунктов договора. Например, делается номер 1 «Заказ», и в нем детально указываются термины, сроки сдачи работ, особенности приемки, расчетов, пр. Приложение 2 может описывать формат «Задания», когда одна сторона выполняет работу по найму, а другая оплачивает услуги. Количество приложений не ограничено.
|