Объем производства цемента в Российской Федерации в середине лета достиг уровня в 6.5 миллиона тонн. Таким образом, промышленности удалось превысить установленный еще до кризиса в августе 2007 года рекорд выпуска продукции на 6.6%. При этом только по сравнению с началом лета объем выпуска цемента в стране увеличился более чем на 6%.
Эксперты отмечают не только возрастающие объемы цемента, но и связанные с этим проблемы. Например, многие компании столкнулись с нехваткой хоппер-цементовозов, что повлекло за собой рекордный рост доли автотранспорта в процессе транспортировки цемента, особенно в тех случаях когда закупался цемент оптом. Например, в середине лета 2011 года с помощью автомобильного транспорта было перевезено порядка 40% всего выпущенного в России цемента. Обычно же доля автоцемента составляет всего лишь 30-35% в зависимости от сезона, конечно.
Аналитики считают, что в ближайшем будущем образовавшийся дефицит специализированных вагонов для транспортировки данного строительного материала, рост тарифов на железнодорожные перевозки, повышение арендных ставок на вагоны, увеличение радиуса и объемов перевозок скорее всего приведут к тому, что цена на цемент м500 и другие марки ощутимо увеличится для конечного потребителя.
Следует отметить, что в конце лета Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России, заявил о двукратном росте цен на цемент в стране за период марта по июль. Стоимость тонны цемента увеличилась до 6 000 рублей и продолжила расти. По словам эксперта, в августе цена этого стройматериала могла превысить отметку в 10 000 рублей за тонну.
Однако после этого Федеральной антимонопольной службой в адрес Кошмана было направлено письмо с указанием недопустимости подобных публичных заявлений. Эксперта предупредили, что его «предсказания» относительно возможного роста цены цемента антимонопольный орган может расценить как координацию экономической деятельности независимых промышленных предприятий. То есть компании-поставщики могли поднять цену на цемент м400 и другие марки даже если для этого не было никакой необходимости.
Что интересно, участники строительного рынка действительно подтвердили факт роста цены на цемент. Основными возможными причинами такого повышения они назвали попытки спекуляции производителями стройматериалов, а также нехватку цементовозов и другие проблемы доставки цемента.
Тем не менее, в действительности темп роста цен оказался не таким страшным, каким его предсказывали специалисты. Так, по итогам июля текущего года средняя по России стоимость тонны цемента составила 2695.8 рублей — это на 192.1 рубля выше средней июньской цены. Но нельзя не отметить повышения темпов роста, которые достигли 7.7% - это практически на процент больше июньского темпа. Действительно, если сравнивать уровень цен с мартовскими, то можно обнаружить существенный прирост. Так, в начале весны цена тонны цемента не превышала 2200 рублей. Повышение цен было отмечено во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного — там стоимость стройматериала напротив снизилась, хотя и незначительно: до 3361.2 рубля за тонну, то есть на 0.6%. Но это обусловлено, скорее всего, и без того высокой ценой. Наибольший прирост цен зафиксирован в Приволжском округе. Здесь стоимость тонны продукции только за месяц возросла на 14.2% - до 2471.8 рубля. Сильный рост отмечен и в Северо-Западном округе — до 2547.3 рубля с 2277.6 рубля. Минимальный ростом цен отметилась Сибирь — в этом регионе тонна цемента в июле продавалась за 2940.8 рубля, что на 1.5% больше, чем в июне. |