Очень часто происходят ситуации, когда родители детей младшего школьного возраста начинают удивляться некоторым поступкам, словам и действиям своих малышей. Они искренне недоумевают, как ребенок, которого они очень ответственно воспитывали, читая ему правильные книжки, обучая всем нормам поведения, может позволить себе нагрубить учителю, толкнуть одноклассника, отобрать яблоко у соседа по парте. Другая крайность – попадая в новый круг сверстников, ребенок в школе замыкается в себе, ни с кем не общается, всего боится и частенько становится объектом для насмешек.
Как это ни грустно, но родителям в этой ситуации придется в первую очередь обратить внимание на себя, на свое собственное поведение при общении с другими родственниками, друзьями, соседями, сослуживцами.
«Приведи в порядок свои вещи!»
Как часто дети слышат эти слова? Практически постоянно с тех пор, когда родители уже перестали сами убирать игрушки и складывать на место одежду ребенка, считая его достаточно взрослым для того, чтобы он сам справлялся с этими несложными обязанностями. Но, взрослея, малыш приобретает способность анализировать ситуацию и соотносить слова с действиями.
Если папа, приходя с работы, бросает где попало одежду и портфель, а мама постоянно забывает свои косметические принадлежности на кухонном столе, то малыш начинает понимать, что не так уж и важно приводить в порядок свою детскую комнату. Он с удовольствием вместе с мамой будет выбирать новые вещи в интернет магазине детской одежды, чувствуя себя взрослым для принятия решения, но, получив обновки, тут же потеряет интерес к их внешнему виду, потому что в семье не принято бережно относиться к вещам.
«Опять эта сумасшедшая приходила!»
Далее следует усвоение двуличности общения. Как только за соседкой закрывается дверь, мама произносит нелицеприятную фразу о ней, хотя только что мило с ней щебетала и обсуждала новости. После вежливого разговора по телефону с бабушкой папа начинает высказывать маме претензии, что ее мать лезет не в свое дело, что она опять заставляет ехать на дачу, хотя он давно собирался заняться машиной и так далее.
Так ребенок учится соотносить одни слова с другими и разграничивать зоны их произношения.
Поведенческий фактор
Усвоив, что не все так просто и безукоризненно в этом мире, ребенок начинает копировать слова, эмоции, действия родителей в кругу своих сверстников. Примерно до 10 лет для него родители будут продолжать оставаться непререкаемым авторитетом, однако большую роль для ребенка-школьника играют именно их собственные поступки, а не воспитательные слова.
Если мама одевается все время в спортивном стиле и дочка никогда не видит ее в платье, то очень трудно будет претворить в жизнь идею о том, что нарядные платья для девочек – это самая красивая и правильная одежда к празднику.
Когда папа, такой вежливый и ласковый в кругу семьи, вдруг начинает кричать по телефону на своего подчиненного и оскорблять его, то сын, оставаясь дома примерным мальчиком, в школе обязательно найдет, кого обидеть.
Самое неприятное таится в ситуациях, когда родители избегают общения со своими собственными родителями и позволяют себе некорректно о них отзываться. Ребенок естественным образом спроецирует эту модель поведения и, достигнув возраста, в котором безусловный авторитет мамы и папы перестает быть истиной в последней инстанции, он эмоционально отдалится от родителей и «достучаться» до него будет невероятно сложно. |