Началась экзаменационная пора и после первых массовых школьных испытаний газеты, радио и интернет телевидение запестрели сообщениями о том, что все в очередной раз «пошло не по плану». Причем виновными называются все, кроме тех, кто действительно должен за это отвечать. И снова актуальными стали разговоры о том, нужен ли ЕГЭ в том виде, как он существует сегодня? Или все же стоит вернуться к экзаменам в том виде, какими их помним мы?
При здравом рассмотрении, очевидно, что система тестирования вовсе не так плоха, как ее хотят представить многие. Причем о том, что ЕГЭ не отражает реальных знаний школьников, сегодня больше всего говорят те, кто несколько лет назад ратовал за введение этой системы. Тогда это продвигалось под брендом борьбы с коррупцией – мол, так обмануть (читай -подкупить) экзаменационную комиссию будет сложнее. Что вышло в итоге? Коррупция осталась непобежденной – более того, у нее, словно у гидры, головы отрастают в геометрической прогрессии – а ЕГЭ пало очередной его жертвой.
Сначала, когда газеты и тв про интернет запестрели рассказами про «стобальников» из Северокавказского региона, которые при поступлении в ВУЗы не могли без ошибок составить заявление, большинство восприняло это как нелепую случайность из разряда «дуракам и рыжим везет». Но уже год спустя стало очевидно, что ЕГЭ «купить» ни капли не сложнее, чем обычный экзамен. А уж, что говорить про сегодняшние экзамены, ответы к которым многие школьники скачали из Интернета совершенно бесплатно.
О возможных выходах из ситуации говорят много и охотно, вот только, к сожалению, не те люди, которым по должности предписано этим заниматься. Министерство Образования всеми непотребными словами клянет Интернет, не осмеливаясь признать свои очевидные просчеты, которые начинаются еще на стадии составления экзаменационных вопросов.
Взять хотя бы совершенно непрозрачный механизм их составления, который приводит к тому, что на некоторые вопросы среди предложенных четырех вариантов ответа нет ни одного правильного, а некоторые и вовсе не имеют ответа в рамках современной науки.
А география, из-за чего результаты ответов школьников из Владивостока становятся доступными жителям других часовых поясов? Известные за ранее варианты решения? Подгонка результатов под средние показатели региона? Все это, к сожалению, имеет место практически в каждом российском регионе. И, по-видимому, вряд ли что-то изменится, пока не будут предприняты реальные методы по уничтожению коррупции.
|