Краткие тезисы об основных проблемах бюджетного школьного образования в г. Москве | ||||
29.11 10:38 | 2378 | |||
www.facebook.com | ||||
Краткие тезисы об основных проблемах бюджетного школьного образования в г. Москве. Что вы думаете о сформулированных проблемах, что вы хотите добавить?
Два месяца назад очень хороший человек, мой друг и собрат по разуму и совести, попросил меня написать 1-2 стр о проблемах школьного образования, чтобы использовать в докладной записке, которую может передать рук-ву Администрации президента РФ и министру просвещения (якобы оттуда был некий запрос вдоль властной вертикали). Я тяжело вздохнул, сомневаясь в пользе подобного мероприятия, и потому, что крайне перегружен работами (нет ни минуты даже в выходные), но обратился за помощью человек достойный, умный, неравнодушный, бескорыстный и пожилой (хотя весьма энергичный и общественно активный), поэтому у меня не было права отказаться. В общем, я выдавил из цейтнота 30-40 мин на это дело и набросал некоторые тезисы. Этого всего лишь зарубки, тезисы, не претендующие на полноту освещения и оптимальность формулировок, поскольку времени обдумывать и писать подробнее времени (да и смысла) не было, наверняка, я многое забыл упомянуть (или просто не захотел). В общем публикую – интересно, что Вы добавите.
Краткие тезисы об основных проблемах бюджетного школьного образования в г. Москве (с 2011 г.), мешающих повышению его качества и вызывающих его деградацию
1. Массовый непрофессионализм и бюрократический волюнтаризм чиновников, руководящих образовательной системой (от министерства просвещения РФ, мэрии и ДОНМ Москвы до директоров ГБОУ и их заместителей), их нежелание советоваться с экспертами и родительской общественностью и полная независимость их чинов и благосостояния от реального уровня образования и его оценок родителями и экспертами.
2. Имитация чиновниками деятельности и успешности управления, огромное количество никому не нужные (кроме чиновников) меропориятий и целых кампаний (МЭШ и проч.), липовая отчетность, поток бодрых рапортов (на бумаге и в СМИ) о небывалом ежегодном прогрессе образовательной системы на фоне все нарастающих проблем с качеством школьного образования, приводящим к увеличению спроса (и затрат родителей) на репетиторов, к понижению уровня поступающих в университеты и вузы, к деградации ценностных ориентиров молодежи и школьных учителей, вовлекаемых в поток этой имитации и лжи постоянным давлением вышестоящих чиновников.
3. Диктат сверху, зарплата за послушание и тотальная атмосфера бесправия и страха в школах и СМИ:
- директора боятся руководство ДОНМ, которые в любой момент могут их уволить и лишить хорошей зарплаты: за отказ участвовать в навязываемых ДОНМ и аффилированными с ним бизнес-структурами закупках, за отказ от приватизированных и навязываемых чиновниками услуг по сертификации и «повышению квалификации» (последний пример - ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», наделение этой конторы монопольными правами посредством незаконных распоряжений заместителя министра просвещения), за невыполнение директором функции надзирателя за учителями, за лишние вопросы, за самостоятельность суждений и выступления в СМИ, и т.д. и т.п.),
- учителя боятся администрацию школ, бесконтрольно назначающую им зарплаты и увольняющую непослушных с «черными метками» в ИАС, созданном ДОгМ, нанимающим огромное количество приезжих в Москву, более зависимых и послушных, чем укоренившиеся московские учителя,
- родители боятся за своих детей и боятся критиковать администрацию школ, поскольку директор накажет классного руководителя и учителей (а те умоляют не обращаться к директору и не публиковать критические посты и неудобные вопросыв Сети),
- журналисты боятся публиковать критические статьи, поскольку им хорошо платят за похвалы власти и ее деяний (как в Москве, так и на федеральном уровне) и потому общественное мнение не находит своего адекватного выражения в СМИ, в публичном пространстве,
- в результате ошибки и воровство чиновников не получают должного освещения, они не несут никакой ответственности за свой непрофессионализм, коррупцию, нарушение законов, прямое разворовывание бюджета (нарушение правил закупок, создание свои фирм под крупные госзаказы и т.п.)
4. Объявление в ФЗ процесс образования «услугами» и попытка навязать ГБОУ те же правила функционирования и финансирования, что и сфере услуг, попытка перевести их (пока) на самофинансирование, непрерывное повышение родительской платы за дополнительное образование, экономия директорами на необходимых расходных статьях, выстраивание ими своего бизнеса (с участием вышестоящих чиновников, конечно) в ущерб образовательному процессу.
5. Непомерное укрупнение школ в Москве и назначение за это высоких рейтингов и зарплат директорам; закрытие школ в поселках и деревнях
6. «Реформатизация» (под флагом «оптимизации»), коммерциализация и «гаджетизация» школ, насильственное внедрение «цифровизации» и крайне некачественных «дистанционных технологий», приносящих много вреда здоровью детей и учебному процессу, крайне преувеличенная оценка чиновниками (ДОНМ и министерства просвещения РФ) их роли и значимости по сравнению с другими методами и компонентами организации учебного процесса
7. Уменьшение и ухудшение уроков физкультуры и спортивных секций, уменьшение количества районных и городских соревнований (они проводятся, в основном, на бумаге, в сети или без должной организации. Это серьезная угроза здоровью и развитию детей
8. Практически полностью уничтожены ДОгМ с 2017 г. все полномочия управляющих советов школ (ранее позволявших родителям участвовать в принятии важных для школ, учителей и детей решениях), у них отнято право решать и отвергать предложения администрации и оставлено только право согласовывать (одобрять) решения директора. Представительство родителей в УС радикально уменьшено и теперь (по новому положению ДогМ об УС, по навязанному насильно типовому уставу) они составляют не более 30% от количества членов УС (их в УС столько же, сколько учащихся 10-11 классов) и не могут рассчитывать на большинство голосов по какому-либо вопросу.
9. В результате вышеописанных (и других) системных проблем почти полностью разрушены все естественные связи и основное единство, на котором должно базироваться качественное школьное образование (и воспитание) – совместное, согласованное, взаимоуважительное участие в образовательном процессе всех 4 основных сил: учащихся, родителей, учителей и администрации школ.
Выводы
Ложь, имитация деятельности и успешности управления, бюрократический волюнтаризм, «реформатизация», коммерциализация и «гаджетизация» школ – главные угрозы качеству образования, ценностным ориентирам и будущему Страны.
Образование не сфера услуг, не бизнес, не презентации и самовосхваления, а сложнейший процесс, от которого зависит выживание и развитие России, важнейший «национальный проект», который сейчас возглавляют корыстные люди, опирающиеся на лояльных им непрофессионалов и извращающие цели учебного процесса.
Крайне необходимы налаживание постоянного диалога и внимательный анализ запросов и предложений родителей, а не подавление их инициативы и желания помочь в организации образования их детей.
|
||||
Обсудить в блоге автора | ||||