Как устроено шахматное мышление | ||||
1.12 11:38 | 17814 | |||
www.facebook.com | ||||
Все уже знают, конечно, что консультантом The Queen's Gambit был Каспаров. Не все знают, что три года назад он написал книгу про свои матчи против компьютера. Где подробно описывает, как шло противостояние, как он столкнулся с манерой игры, не похожей на человеческую, и как пытался искать бреши. Много интересных деталей и наблюдений.
Однако его книга больше, чем просто рассказ о поединках -- она про взаимодействие людей и машин (на примере шахмат). Именно эти рассуждения там самое ценное. Написана на удивление здраво, чего не ждешь от импульсивного человека, поклонника “Новой хронологии” с налетом паранойи. Одним словом, книга хороша: даже если шахматы не увлекают, все равно читать интересно. Раньше не было повода сказать о ней, а благодаря Netflix появился. Рекомендую.
Приведу короткий отрывок.
“Сегодня ход все чаще оценивается как хороший или плохой не потому, что он кажется таковым, и не потому, что его никогда не делали раньше. Ход считается хорошим, если он работает, и плохим, если не приносит пользы. Хотя для того, чтобы стать успешным шахматистом, нам по-прежнему нужны развитая интуиция, знание общих принципов и логика, сегодня игра человека все больше похожа на игру компьютера.
В рамках программы «Молодые звезды» Шахматного фонда Каспарова я уже больше десятка лет работаю с детьми в возрасте от восьми до восемнадцати. Все они играют с сильными шахматными движками еще с тех пор, как делали свои самые первые ходы, и, несомненно, они развиваются иначе, чем дети, с которыми я работал в середине 1980-х годов в школе Ботвинника в Советском Союзе.
Поскольку сам я в прямом и переносном смысле являюсь представителем «старой школы», мне трудно полностью принять подход этих юных шахматистов к игре и отсутствие у них структурированного, догматического шахматного мышления. Но я признаю, что с результатами не поспоришь. В таком свободном от догм обучении есть свои преимущества и недостатки. Умение объяснить, почему данный ход теоретически хорош или плох, — вовсе не то же самое, что умение продемонстрировать это на практике”.
Здесь он пишет о том, что теперь дети учатся игре не по книжкам, а во взаимодействии с шахматными программами, и от этого страдает глубина понимания игры. Он их спрашивает: “почему это лучший ход?”, и они не могут внятно объяснить. Каспаров толком не развивает тему, но это, вообще говоря, фундаментальный вопрос, с которым нам придется столкнуться -- как не утратить креативность и сохранить глубину мышления, взаимодействуя с мощным ИИ.
Занятно, что Мигель Николелис, работающий с нейроинтерфейсами уже третий десяток лет, подмечает, что при подключении к компьютеру мозг адаптируется почти сразу, принимая характеристики машины и подражая ее бинарному процессу принятия решений: «Цифровая технология не превзойдет качества нашего мозга, но она может их сформировать, и это самая большая опасность.»
Для когнитивных философов тут поле непаханное. Тот редкий случай, когда они реально могут внести решающий вклад.
Кстати, наш перевод названия (“Человек и компьютер. Взгляд в будущее”) не передает посыла книги, оригинал гораздо точнее и удачнее: Deep Thinking: Where Machine Intelligence Ends and Human Creativity Begins (заодно обыгрывается имя компьютера Deep Blue).
|
||||
Обсудить в блоге автора | ||||