Центениалы - какие они? | ||||
24.10 12:35 | 8771 | |||
Natalia Slavina | ||||
По теории Хау и Штраусса, поколения сменяются раз в 20–25 лет, но, кажется, в последние десятилетия процесс пошел гораздо быстрее. На смену отдельным уникальным представителям поколения 80-х-90-х годов - индиго, предвестниками будущего, пришло поколение миллениалов (на стыке веков). А теперь мы стали свидетелями становления нового, яркого поколения, следующего за ними — центениалов (поколение Z, 10-х годов - тех, кому сейчас до 16-18-ти лет, в основном, 8-14 лет). Впервые в истории дети так далеко ушли от родителей, и это естественный итог наступившей эпохи интернета.
Эти дети родились, когда в доме уже был интернет, а проводные телефоны исчезли. Центениалы не помнят и не знают, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день чуть ли ни с младенчества. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Ковидный карантин 2020 года лишь обнажил новую ситуацию - 80 проц всего, что раньше было реальным, ушло в виртуальность, включая обучение. Родителей и студентов (миллениалов) охватила паника, дети восприняли это как само собой разумеющееся. Зум так зум, гугл так гугл.
Какие они, центениалы?
Им всё равно, где родился собеседник и как он выглядит. Что там “черные, белые, красные» - они воспитаны на таких мультфильмах, где хорошие и плохие среди волколаков и вампиров, динозавры чувствительны, как барышни, а губка в штанах — мачо и красавец. Это самое терпимое поколение, раскачать их на ненависть к какому-то народу - занятие бесперспективное. Геи, трансгендеры, мальчики как девочки, девочки как единороги, два папы, три мамы - им вообще нет до этого никого дела.
У них иммунитет к традиционной рекламе, встроенный адблок. Они сами знают, чего хотят. В рекламе, чтоб их заинтересовать, должно быть реально из ряда вон выходящее, либо рекламировать должен такой же, как они сами - только с большим количеством подписчиков, популярный среди своих.
Главная проблема - центениалы не способны концентрироваться. Среди детей и подростков распространен синдром дефицита внимания и гиперактивность. Читать для них — слишком медленно и скучно. Смысл? То, что необходимо узнать прям здесь и сейчас, можно загуглить, остальное станет интересным, только если зацепит невероятно чем-то лично пережитым.
В то же время они моментально принимают решения. Им совершенно не свойственно метаться в поисках лучшего варианта. Они быстро склоняются к оптимальному решению, не сожалея потом об этом. Что сожалеть, когда жизнь меняется еще быстрее, чем необходимость в принятии данного решения?
Обожают эмодзи, смайлы, картинки, комиксы, быстрые видео. ("Ну и сколько у тебя лайков в Инстаграмме, что ты тут выпендриваешься?")
У них клиповое, картиночное мышление. Им важно увидеть, нежели услышать, но так же в образах, диаграммах, визуальных фактах и имиджах они общаются друг с другом и будут общаться с миром. Быстро, ёмко, наглядно. Миру пора переходить на иероглифы, чтоб одним иероглифом - абзац.
Очень любят покупать и неважно, что. Причем процесс этот должен быть быстрым, без рефлексии над выгодностью покупки, ее транспортировкой и последующем использовании. При этом есть явная склонность к минимализму. Главное, чтоб было, и неважно, насколько дорого, понтово и богато (миллениалы другие).
Они не любят возвращаться к одному вопросу несколько раз. Поскольку что-то простое и долгое их бесит, бюрократию, особо совковую, ждут суровые времена. Это объясняет их появление на демонстрациях. «Совок» - самое анти-центениальное, что можно вообразить.
Центениалы при этом хотят стабильности и спокойствия. Им важно ощущение дома и семьи, причем неважно какой дом и какая семья. Главное - чтоб это было в их жизни в качестве островка стабильности.
Они не революционеры, они за демократию, выборы, сменяемость, ты мне, я тебе, а теперь твоя очередь. Я тебя уважаю, потому что ты другой, отдельный, со своей системой ценностей.
Они против саморазрушения - не пьют и не курят, и не понимают, зачем укорачивать себе таким образом жизнь. Они заботятся о здоровье и ответственно относятся к сексу. Если индиго и миллениалам важно было быстрее стать взрослым, и часто они это делали путем раннего секса, беременности, употребления наркотиков, алкоголя, то центениалы считают такой подход безответственным и бессмысленным. Они - за лучший мир, и начинают с себя. Они - за созидание, не разрушение.
Хорошая новость для родителей: центениалы менее конфликты, чем предыдущие поколения. Им не надо отстаивать свое мнение во что бы то ни стало, тем более чтобы доказать свое взросление, у них есть свое мнение, и им этого достаточно. А зачем вы все время кричите и пытаетесь быть правым, вызывает лишь удивление. Правда - большая и многогранная. Живите с этим теперь.
У них трезвые представления о жизни — они собираются работать и зарабатывать (более 70 проц задумываются о предпринимательстве) и не намерены паразитировать. Миллениалам важно было доказать, какие они уникальные и прекрасные. Самые маленькие центениалы, дошкольники и школьники, уже готовы зарабатывать, проделывая любую работу, и их не заботит престижность и статусность - убираться, гулять с собаками, быть няней, покупать и продавать что угодно. Главное, оплачивайте мой труд, уважайте его.
Зачем им зарабатывать? Скорее всего, чтобы доказать успешность, чтобы все отстали. Чтоб создавать свой мир, не зависимый от других. И лежишь, такая независимая, в сетях, сериалы смотришь, играешь... - я себя обеспечиваю, отстаньте! В принципе, и в собственной яхте за миллиарды делали бы то же. Вспоминается рассказ про коммерсанта, который построил себе 4-х этажную виллу, но так и не поднимался даже на второй.
Они очень восприимчивы к тонким материям: некоторые из них помнят прошлые воплощения или, психологическим языком, чувствуют клетками свою истинную матрицу. Это бесконечная сила. Бог един, причем един с человеком, традиции условны, Бог поэтому помогает, не карает, он заодно.
Они быстро обучаемы - легко играют в шахматы, строят замки из лего, рисуют, поют, разгадывают ребусы, катаются на коньках, роликах, лыжах, мгновенно осваивают любые технологии, автомобили, мотоциклы, роботы, интернет-ресурсы, подключаются ко всем соцсетям и тд. Интересно всё, но здесь и сейчас.
Дружба? Это не то что, раньше. Наряду с верным другом можно создавать бесконечное число дружественных связей, без особого предисловия и условий. Хочешь общаться, давай, и не важно как долго продлится эта дружба. Все люди братья, в конце концов.
В сериалах и играх всё о том, как добиться богатства, но ничего нет, как им наслаждаться. Так что можно похоронить литературу, которая нас создала. В ней скучно и нудно говорится о жизни, не имеющей отношения к реальности. Фантастика - классическая литература, причем не о будущем, а о прошлом.
Никто не смотрит телевизор. Зачем смотреть, что дают и в определенное время, если можно взять, что хочется прям сразу, в интернете. Зачем слушать скучного и серьезного дядьку, если можно включить веселого и желающего тебе понравиться парня. Как никогда актуален лозунг «самым важным искусством для нас является...э-э... сериал». Они становятся рычагами коррекции общества. В своей морали центениалы будут копировать ведущих героев медиа, причем объектами для подражания может быть кто угодно. Если есть чем немного удивить, будешь героем.
(Вместе с Михаилом Кузнецовым и интернетом)))
|
||||
Обсудить в блоге автора | ||||