К списку потерь | ||||
4.09 20:52 | 8808 | |||
Sergei Medvedev | ||||
С московским троллейбусом я поначалу не понял масштаба утраты, не ездил в нем лет десять, но теперь вспоминаю и вижу, что выпала большая часть моего детского мира. Он был не просто видом транспорта, он был другим способом перемещения в пространстве, как, я не знаю, из фильмов Миядзаки. Автобус был чистый (скорее, грязный) совок -- вечно полный, даже когда пустой, с узкими дверями и высокой площадкой, фыркал, кашлял и тошнотворно пах сладким выхлопом 72го бензина. Автобусы шли с рабочих окраин в район Киевского вокзала, скособоченные от пассажиров, толпящихся у дверей. Троллейбус же приезжал из другой реальности -- большой, глазастый, любопытный. Наверное, он бывал битком, но я почему-то помню его полупустым. На 2м я ехал в школу №5 у гостиницы "Украина", где учился в младших классах, а потом уже в старое здание МГУ, где была конечная остановка и разворот у Манежа. 39й шел на Арбат, в магазин "Диета", в зоомагазин за рыбками, и бабушка возила меня в музыкальную школу в Плотниковом переулке. 15й и 31й шли по кольцу А, а Б и 10й, соответственно, по кольцу Б, и сколько в них было продумано дум, продышано окошек в заиндевевших окнах, оставлено отпечатков детских ладошек бесконечными, снежными, тускло освещенными московскими зимами.
Ах да, еще был 20й, который шел с улицы Горького в Серебряный Бор, до дальнего пляжа, и это было самой сказочной поездкой в детстве, от нарядных фасадов и портиков улицы Горького (а ведь еще в троллейбусе были большие панорамные окна!) до стройных сосен, пения птиц и маленьких дюн дикого пляжа, крохотная Прибалтика в получасе от дома, и возвращаясь назад в умытом троллейбусе, ты нес в теле прохладу реки, и в салоне с открытыми окнами еще долго держался сосновый дух.
Это я даже не трогаю всю советскую городскую мифологию шестидесятых, от "Последнего троллейбуса" до кинематографа оттепели и "Люба, я вернулся". А еще троллейбусные парки располагались в сакральных местах, от Филевского парка до Миусов, а вот автобусные парки такой мистикой не обладали, да я и не знаю, где они были, эти автобусные парки. А главным чудом было, когда на перекрестках с контактного провода соскакивали усы, или как их там, штанги, и беспомощно качались в воздухе, и женщина-водитель (всегда почему-то женщина... может, та самая Люба?) по-хозяйски брала рукавицы, обходила троллейбус сзади, ловила канатами эти усы и водружала их на место -- и электромотор тут же оживал, начинал урчать.Топография моей детской Москвы сплошь размечена троллейбусами, этими светящимися аквариумами волшебства.
И кстати, билетик в троллейбус стоил 4 копейки против автобусных 5, а копейка тогда много значила. А был бы рядом трамвай за 3, то ездили бы на трамвае -- на теннис в Сокольниках я всегда ездил на трамвае, даже если подходил автобус.
Впрочем, я давно уже смирился с утратой того города, это неотвратимо, как смерть и забвение, и может быть, через полвека кто-то точно так же будет ностальгировать по прекрасному и бессмысленному монорельсу ВДНХ, тоже закрывающемуся в эти дни.
|
||||
Обсудить в блоге автора | ||||