ЧИКИ. Восторг. Подлинное событие. Большая продюсерская удача! | ||||
27.07 12:00 | 8916 | |||
Антон Долин | ||||
Восторг. Подлинное событие. Большая продюсерская удача. Явление нового автора в кинематографе (как патриот полнометражного кино, ревниво думаю, что Эдуарда Оганесяна надо бы немедленно отправить снимать для большого экрана; уверен, продюсеры уже завалили его предложениями). Все всё давно посмотрели и написали – упомяну хотя бы статьи Egor Moskvitin, Alisa Taezhnaya, Zinaida Pronchenko и Василий Корецкий (в новом номере ИК, который еще не вышел), - так что не чувствую себя обязанным вести подробный разбор. Но отмечу несколько важных лично для меня моментов. 1. СОВРЕМЕННОСТЬ Несомненно, это абсолютно актуальное кино. Русский кинематограф боится современности, а когда к ней обращается, создает искусственный пузырь безопасной «знакомой зоны». Здесь же то, что ставится авторам в упрек – сами интеллигенция из Москвы, а снимают о проститутках из глубокой провинции, - является концептуальным заявлением о намерениях, чуть ли не революционным по нашим дням. Потому что высокомерия или снисходительности здесь нет и следа. И те проблемы, которые кажутся присущими исключительно фейсбучной зоне безопасности (права и субъектность женщины, институционализированное насилие, национальная и сексуальная нетерпимость, неколебимость иерархий), ненатужно и эмоционально рассматриваются на «народном» - не уверен, нужны ли здесь кавычки, - материале. 2. АРХЕТИПИЧНОЕ Неизменно меня завораживающий парадокс: стоит всерьез заговорить о современном, и в нем начинает сквозить вечное. Правы те, кто вспоминает «Трех мушкетеров» или «Тихий Дон» - да, «Чики» это прозрачная и честная история о том, что от века трогает и волнует любую аудиторию. Любовь и идеализм противостоят цинизму, солидарность не прогибается под напором расчета, слабые не боятся бросать вызов сильным. Например, дуэль мента (чудесный Антон Лапенко) и бандита (харизматик Сергей Гилев) в карьере – чистый Серджио Леоне, рыцарский поединок, дуэль, суд чести. Вообще, знаете почему «Чики» - никакая не «чернуха»? Не из-за поэтично-эклектичного стиля, дающего ощущение воздуха и свободы (браво), а из-за соотношения сил добра и зла. Угнетенные берут собственные судьбы в свои руки, и это правильно. Милиционер (чувствительный!) и деревенский поп – на стороне добра; бандиты и власть – на стороне зла, и это тоже правильно. Как в сказке, пусть и без очевидного сказочного хэппи-энда (и это, само собой, правильно). 3. ПРОСТИТУТКИ Не веря своим глазам, прочитал несколько отзывов о том, что проститутки – мол, грязная тема и т.д. Вообще-то образ проститутки – краеугольный камень современной культуры, начиная с середины XIX века (сорян за нотку назидательности). «Дама с камелиями» и «Травиата» протянули ниточку от романтизма к реализму, Бальзак («Блеск и нищета куртизанок»), Мопассан («Пышка» и много что еще), Золя («Нана») заполировали. А «Преступление и наказание», а «Воскресение» - не краеугольные ли камни отечественной культуры? В кино проститутки спасали Ренуара (опять «Нана»), Феллини («Ночи Кабирии») и Пазолини («Аккатоне»), Годара («Жить своей жизнью») и Верховена («Бизнес есть бизнес»). А «Красотка»? А «Интердевочка»? Но Жанна, Марина, Света и Люда отдельно и особенно прекрасны (как и все четыре актрисы, у Иры Горбачевой вообще лучшая роль, свое мнение об Алене Михайловой резко изменил в лучшую сторону, Ирину Носову и Варвару Шмыкову видел впервые, и они изумительны). Они не сдаются и зарабатывают право быть самими собой. Кто еще может быть героиней современного фильма об эмансипации, независимости, свободе? Они идеальны – в том числе, потому что программно и последовательно неидеальны. А в интонациях авторов не проскальзывает даже намека на слатшейминг, без которого часто не обходились даже самые высоколобые и сочувствующие писатели и режиссеры прошлого. Напротив, впечатляет каталог мужчин и разных форм проституции, к которым они (часто из лучших побуждений) вынуждают своих женщин. 4. ФИТНЕС Ну какая изящная и простая метафора – мечта открыть фитнес-клуб. Эта та редкая сфера телесного, которая смыкается со сферой духовного, даже сверхчеловеческого. Недаром называют "Афродитой", в честь богини. Ведь фитнес – это не насущная потребность, а избыточная роскошь, знак и символ инобытия, в котором ты всегда Человек с большой буквы, и никому у тебя этого не отнять. Будьте реалист(к)ами, требуйте невозможного. 5. ЦЕРКОВЬ У нас в кино этой темы боятся, и не случайно: это важная часть нашего государства и жизни в нем, но, вместе с тем, закрытая сфера, которую трудно описать правдиво, не ударяясь в сусальность или гротеск. А здесь получилось. Нет ничего парадоксального в том, что проститутки и бандиты преспокойно встречаются у причастия в одной церкви, а обросший несуразной бородой батюшка – одноклассник проститутки, бывший бандит, - просто вынужден оказаться в центре криминальной интриги, где ведет себя достойнее всех. По-моему, это лучший образ священника в постсоветском кино (если не считать демонического епископа в «Левиафане»), и здесь заслуга артиста Михаила Тройника. Но вообще в драме о современной России, о столкновении добра и зла, невозможно обойтись без бога и религии. А также важно помнить, что церковные купола – татуировка, обозначающая число ходок другого героя (Иван Фоминов), причем тоже положительного! Хочешь хорошую любящую жену? Присмотрись к проститутке. Хочешь мужика, чтоб как за каменной стеной? Не брезгуй уголовником. Что-то в этом есть чрезвычайно точное (и, извините, глубоко христианское). 6. ПОКОЛЕНИЯ Маленькая, но значимая деталь – диалог и конфликт поколений. Щемящие образы советских пенсионеров, доживающих век в постсоветской России, отцов и матерей. Единственная представительница 1990-х – омерзительно правдоподобная героиня Виктории Толстогановой (роль маленькая, но виртуозная, из числа лучших у нее). И прекрасный Ромка (Даниил Кузнец) с его вполне естественной гендерной флюидностью, как намек на будущее. Последний кадр сериала, кстати, мне напомнил финал «Скрытого» Ханеке. 7. ДОРН Не слышал прежде ни звука. Заглавный трек – просто огонь. 8. ПУТИН Очень понравился эпизодический Путин в шляпе ковбоя Мальборо, который рассказывает о великой Руси и ее победах над Наполеоном, Гитлером и Обамой. При этом сидя за решеткой! Это тоже понравилось. 9. ЧИКИ-БРЫК Название почему-то сначала показалось мне неудачным. Но потом связалось в сознании не с английскими или испанскими «чиками», а с (не смейтесь) шедевральным рассказом Виктора Драгунского «Чики-брык». Помните его? Я напомню. Там Дениска и Мишка едут в электричке, а папа показывает фокусы. Делает вид, что выкинул в окно шляпу, а потом – Чики-Брык! – и достал ее из-за спины. Мишка восхитился, обрадовался и выбросил шляпу в окно по-настоящему. «Пожалуйста, повторите еще разик чики-брык!». В принципе, сюжет сериала – примерно об этом: фокус удался, а чувство утраты в финале нешуточное. Но, пожалуйста, не надо повторять «чики-брык», обойдемся этим сезоном. Зачем портить сиквелом то, что так хорошо получилось? |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||