Про коронацию русских императоров | ||||
31.12 23:05 | 2863 | |||
docsandstuff | ||||
"Новшества, введенные при коронации Николая I, были действительно значительными. Хотя сами церемонии и празднества остались неизменными, способ их исполнения и ассоциации, вложенные в них церемониальными текстами, придали событию новый смысл. Это была первая «национальная» коронация, которая должна была выразить отличительные исторические традиции русского народа. Это была первая коронация, к которой был привлечен народ, чье активное одобрение прозвучало после церемонии. Тройной поклон Николая I народу с Красного крыльца 22 августа 1826 г. стал на целый век церемонией из царского репертуара, исполняемой и во время коронации, и при последующих посещениях Москвы. Коронация Николая I состоялась двумя годами позже коронации Георга IV в Англии и год спустя после коронации Карла X во Франции. Все три события явились новыми утверждениями иерархического великолепия монархии, так как правители стремились соперничать в чувствах народа с революцией. Английская и французская коронации были явными попытками восстановить в памяти французский «старый режим». Георг IV наполнил свой дворец сувенирами, напоминающими о Людовике XIV; готовясь к своей коронации, он велел своим агентам приобрести коронационный альбом Людовика XV. Но его мечта о воссоздании в начале XIX в. французского величия потерпела неудачу, и его пышная коронация окончилась фарсом. Коронация Карла X была серьезной попыткой обратиться к средневековому прошлому нации. Романтические писатели и художники использовали готику в качестве национального стиля, была оставлена принятая в XVIII в. практика украшения соборов неоклассическим декором; художники и писатели сосредоточились на национальном и историческом значении готического стиля. Арки и галереи, воздвигнутые по случаю события, должны были гармонировать с готическим оригиналом. Коронация Карла X была попыткой приспособить французскую монархию к послереволюционному периоду и продемонстрировать поддержку трона народом. Брошюра Ша-тобриана «Le Roi est mort, vive le Roi!» («Король мертв, да здравствует король!») представляла коронацию как путь к объединению нации вокруг Карла. Событие было крупнее предшествующих коронаций, в нем участвовали 1600 приглашенных гостей, а на коронации Людовика XVI в 1775 г. их было всего 400. Демонстрации одобрения были тщательно организованы властями, а для того чтобы удержать народ на время церемонии вне собора, были привлечены пятнадцать батальонов пехоты и восемь кавалерийских эскадронов61. Для восхваления монархии режим использовал, кроме того, игры, поэзию и особенно прессу. Роялистская газета «Quotidienne» отмечала «всеобщую приверженность к монархии», которая обещала блистательное будущее: «Роялизм, преданность, верность, любовь к принципам и принцам». Оппозиционная пресса, однако, свидетельствовала о равнодушии общества к празднествам62. Коронация Николая тоже подчеркивала исторические корни Российской монархии. Более того, публичность события заставляла предполагать, что Россия следует примеру Франции и Англии в попытках использовать прессу для завоеваниясимпатии к монархии. Мы наблюдаем возврат к церемониальному тексту, который теперь является средством объяснить династический и национальный смысл коронационных торжеств. Статьи были написаны в личном тоне, как сочинения якобы независимых авторов. Они были опубликованы в периодических изданиях, являвшихся частной собственностью, но зависевших от государственной поддержки и покровительства. Описания событий появились в «Отечественных записках» П. Свиньина, «Вестнике Европы» М. Т. Каченовского и газете Ф. Булгарина «Северная пчела». В 1828 г. в Париже был издан иллюстрированный альбом с кратким текстом на французском языке, рассказывающим иностранной аудитории о коронации. Всё возрастающая публичность коронации отразила предписанное свыше старание обратиться к более широким слоям русской образованной публики и вовлечь их в сферу царского сценария". |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||