В Минске подписали уже второе соглашение | ||||
13.02 10:58 | 3470 | |||
Oleg Kozlovsky | ||||
В Минске подписали уже второе соглашение о прекращении огня:http://news.kremlin.ru/ref_notes/4804 В общих чертах оно повторяет подписанное в сентябре и не принесшее длительного мира. Думаю, так будет и в этот раз. Почему? Давайте разберемся по пунктам.
1. Ключевой момент в таких соглашениях — механизм мониторинга. Без сильного и независимого арбитра их соблюдение держится только на доброй воле сторон. Установить факт нарушения и наказать нарушителя некому. В соглашении указано (п. 3), что мониторинг будет вести ОБСЕ "с применением всех необходимых технических средств". Но проблема ОБСЕ не в отсутствии технических средств, а в недостаточных ресурсах и полной зависимости от содействия воюющих сторон. Россия исправно блокировала все попытки увеличить размер миссии ОБСЕ, а сепаратисты регулярно создавали препятствия для ее работы на контролируемых ими территориях. Никаких миротворческих сил не предусмотрено. Поэтому Путину при желании не составит труда сорвать работу наблюдателей. 2. Сепаратисты очевидно не заинтересованы в проведении выборов в местные органы власти по украинскому законодательству. Ведь это будет означать, что из полновластных хозяев своих вотчин им придется стать простыми чиновниками в рамках правовой и политическрой системы Украины. При этом заблокировать такие выборы они смогут без проблем, т.к. "вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями" сепаратистов (п. 12 Соглашения). Достаточно выдвинуть невыполнимые требования, чтобы выборы не прошли никогда. 3. Никакого восстановления территориальной целостности Украины без восстановления контроля над ее госграницей быть не может — это очевидно. А это в Соглашении увязывается с проведением местных выборов на подконтрольной боевикам территории (п. 9), а они, как сказано выше, скорее всего, просто не состоятся. Нет контроля над границей и нет эффективного мониторинга — нет никакой защиты от российских "отпускников" и "военторга". 4. Требование о выводе с территории Украины "всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников" (п. 10) едва ли выполнимо, т.к. Россия и сепаратисты формально отрицают наличие этих самых формирований и техники. Зато это может помешать США поставлять вооружение Украине, чего явно боялись в Кремле. Для разоружения же НВФ не указано никаких сроков и механизмов, так что это требование можно смело игнорировать. 5. Я бы хотел ошибаться во всех этих пунктах и надеюсь, что в Украине действительно настанет мир, лжереспублики прекратят свое существование и начнет восстанавливаться нормальная жизнь. Но и на этот случай в соглашении предусмотрен пункт (предпоследний абзац Примечаний), позволяющий местным властям (читай сепаратистам) самостоятельно создавать "отряды народной милиции". То есть в какой-то момент все нынешние "ополченцы" просто пришивают шевроны "Народная милиция" и продолжают заниматься тем же, чем и раньше, под покровительством своих же прокуроров и судей (те же Примечания). 6. Появление нынешних соглашений — результат не решительного изменения военной ситуации, а попытки обеих сторон выиграть время, чтобы улучшить свое стратегическое положение. Украине важно сохранить Дебальцево, получить (финансовую и военную) помощь Запада, укрепить свои позиции. Путину и боевикам важно предотвратить эту самую помощь и зафиксировать статус-кво после январского наступления. Но никакая децентрализация, никакие поблажки сепаратистам не решат проблему, потому что конфликт не об этом. Путин искренне считает, и не скрывает этого, что война идет не с Киевом, а с НАТО. Он хочет превратить бывший СССР в "зону стратегических интересов", которая будет целиком под его контролем, и нынешние соглашения этого не обеспечивают. Украина хочет восстановить свою территориальную целостность, что тоже, как я показал выше, не достижимо этим соглашением. А значит, увы, возобновления войны не избежать. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Смотри также:
: : : : : : :