После вчерашнего поста многие стали писать что-то вроде «наконец-то Кац прозрел и понял, что теория малых дел не работает, может быть, наконец, займётся не столбиками, а нормальными делами». Надо, наверное, написать раз и навсегда пост про моё отношение к теории малых дел.
Обычно под теорией малых дел подразумевается что-то типа «давайте хорошо ухаживать за клумбой около своего подъезда и таким образом улучшать мир вокруг нас, а в политику лезть не будем». Это полный бред — таким образом нельзя достичь ничего вообще, я никогда этого не предлагал и никогда таким не занимался. О таком своём отношении я писал ещё в 2012 году, когда не был депутатом и обо мне за пределами покерного сообщества мало кто знал. Тем не менее, с тех пор и по сегодняшний день все почему-то считают, что я сторонник теории малых дел. Я не сторонник, я противник.
Все проекты в рамках теории малых дел, начиная от сбора каких-нибудь батареек или мусора и заканчивая многими видами благотворительности, обычно либо вообще ничего не решают, либо решают одну конкретную проблему, которая при взгляде на общую ситуацию не влияет на неё почти никак.
Если вы живёте в Твери и собрали мусор в своём дворе, то вы не сделали вообще ничего. У вас весь город в пыли и грязи по многим сложным причинам, ваш двор завтра покроется таким же слоем и ваша работа внесла ровно нулевой вклад в дело чистоты города Тверь.
Если вы ездите раз в месяц в детский дом и помогаете там детям, то вы делаете очень хорошее дело, но в России больше 2000 детских домов, в 1999 из них никто не побывал (или если это станет модным, то в 200 из них кто-то побывает, а в 1800 нет).
И чистота города Тверь, и улучшение ситуации с детскими домами наступят не тогда, когда обычный гражданин пойдёт и своими руками сделает непрофильное для себя доброе дело. Улучшение произойдёт тогда, когда государственный аппарат начнёт работать эффективно и решать эти проблемы имеющимися у него ресурсами. Пока он их не решает, а создаёт.
Опыт огромного количества людей и здравый смысл говорят о том, что если вы в условиях плохой системы пытаетесь решать маленькие проблемы, то вы не достигаете ничего. Это совершенно бесполезно, не надо тратить своё время на маленькие полезные дела.
Однако. Чтобы сменить в стране систему управления и людей, которые находятся во главе этой системы, необходимо создать какую-то силу, которая способна предложить альтернативную повестку дня. Вы не можете просто ходить по интернетам и рассказывать, как всё плохо — все здравомыслящие люди уже знают, что всё плохо. Они знают, что у руля страны находится невменяемый на текущий момент человек (раньше, по-моему, он был вполне ок), который собрал вокруг себя свору друзей, создал систему пропаганды, которая пудрит мозги тем, кто не очень хочет вникать в ситуацию, и ведёт страну в пропасть.
Сто девятнадцатый пример того, к чему приводит нахождение наверху системы управления таких людей, не даст никакого позитивного эффекта — здравомыслящие люди только расстраиваются, это не побуждает их к действию и не показывает им возможный выход из ситуации.
Нет где-то какого-то доброго дяди, который весь этот ад, происходящий у нас, увидит и скажет «стойте, что-то происходит не так, давайте всё изменим». Не к кому аппелировать с рассказами, что всё плохо.
Поэтому появляется теория не малых дел, а теория вообще каких-то дел против теории сидения на дивание и ожидания, пока господа из кооператива Озеро куда-нибудь денутся.
С позицией, что мы сейчас посидим и подождём, пока господа куда-то денутся, есть одна большая проблема: после того, как они куда-то денутся, не придут никакие другие персонажи, хоть чем-то отличающиеся. Потому что им неоткуда взяться, нет ни запроса на смену системы, ни людей, которые предлагают какую-то альтернативную повестку.
Сидеть и ждать доброго принца, который в этой ситуации возьмёт власть и сделает всё хорошо, — это, конечно можно, но представляется не самой лучшей стратегией.
А вот делать что-либо объединяющее адекватных людей, способное научить их создавать вместе какие-либо проекты и предлагать альтернативную, понятную населению повестку, собирать деньги и формировать структуры, — это уже, по-моему, очень полезно. Чем больше адекватных людей вовлечено в политику любыми способами и интересуется происходящим, тем выше вероятность, что адекватные люди станут влиятельными в политике вообще. Сейчас или потом.
Поэтому я и начал делать Городские Проекты, а не пошел работать в мэрию или в коммерческую структуру, связанную с улучшением городов. Общественная организация позволяет поднять на повестку дня вопросы, которые раньше обсуждать было не принято (плохие трамвайные системы в российских городах, например), создавать группы людей, которые готовы проводить исследования, жертвовать деньги, волонтёрствовать в проектах, которые продвинут города к улучшению трамвайных систем, и превращать с помощью союзников всё это дело в общественный запрос на улучшение трамвайных систем.
Мы не скидываемся, чтобы купить трамвай, мы создаём общественный запрос. Не через кричание «вы все воры», а через приезд пожилого профессора с лекциями, через перевод книг, через написание понятных статей и постов, через общение с прессой и проведение исследований.
У нас появляется команда, которая предлагает альтернативную повестку в городских вопросах и может предложить себя в её реализации.
И это работает — люди объединяются, создаются интереснейшие проекты, получаются крутые команды. Даже в текущих условиях, на выборах против админресурса и больших денежных ресурсов, с совершенно несуразным кандидатом (мной) этот подход позволил получить 23% голосов избирателей. А что с этим всем будет потом, когда обсуждённый выше кооператив Озеро так или иначе покинет нас с вами?
И скажите, что скорее приближает покидание кооперативом Озеро занятый позиций: высокомерное игнорирование всего происходящего вокруг со словами «пока тут нет демократии, я в эти все игры не играю, отстаньте с вашими лавочками» или то, что я описал выше?
Предположим, сторонники первого подхода создали партию. Кто в неё вступит? Что будет делать региональное отделение партии в городе Сыктывкар, например? Найдёт там всех понимающих ситуацию оппозиционеров, проведёт кастинг кто из них более правильный и будет раз в месяц собираться и ругать Путина? Как такая партия возьмёт власть? Где она возьмёт сторонников и как их объединит?
Лавочки ставятся не для того, чтобы именно на этой лавочке сидела бабушка. Нам важны все бабушки страны, всем им лавочки в ручном режиме мы не поставим. Но на примере одной установленной лавочки мы покажем, зачем их надо ставить, продемонстрируем идиотичность подхода тех, кто предлагает их не ставить, обнаружим множество чиновников, которые ничего не знают про то, зачем где и когда ставить лавочки, но всё же по этому поводу высказываются, соберём в 20 городах тех, кому кажется важной проблема лавочек, создадим систему снабжения их информацией и предложим им потребовать установку лавочек в своих городах.
А потом на выборах, хоть будь они трижды нечестные, мы поучаствуем, всю ту же команду задействуем, о том, что в 7 городах установили лавочки, расскажем и предложим за себя проголосовать.
Я против теории малых дел. Но куда сильнее я против того, чтобы под разными предлогами бездельничать. Я за теорию больших дел, средних дел, дел поменьше и небольших дел. Каких-нибудь дел, которые объединяют адекватных людей и вовлекают их в политику.
|