картинка, спёрнутая где-то с просторов интернета
Бурная дискуссия в твиттере вокруг нового готовящегося закона об ужесточении наказаний за богохульство оскорбление чувств верующих не оставила меня в стороне. Напомню, что согласно этому законопроекту, который уже обсудили и даже поддержали депутаты, члены Общественной палаты и представители РПЦ (когда успели-то?!), виновные в оскорблении чувств верующих должны будут заплатить штраф (до 300 тысяч рублей, по некоторым сведениям), или отработать на исправительных работах (до 200 часов), или отсидеть срок (предаварительно озвучивается 2-3 года). [src]
В принципе, тема веры, религии и церкви очень тонкая и личная. Я считаю, что каждый человек волен верить во что угодно, согласно своим личным предпочтениям, убеждениям и вкусам. Вера — личное дело каждого и отнять её никто ни у кого не может, да и не в праве даже это пытаться сделать.
Но из-за того, что сейчас происходит вокруг религии и церкви, молчать уже больше нет сил. Вот мои пять копеек на эту тему. Сразу скажу, забегая вперёд, что особо впечатлительным или обидчивым верующим лучше под кат не заходить.
Пробегусь тезисно, по часто возникающим вопросам и репликам.
Православных в нашей стране большинство...
...далее обычно следуют всякие измышления на тему того, что страна у нас, дескать, православная, религиозная, поэтому мы должны наплевать на Конституцию (эх, как только её сейчас не пинают!), в которой, напомню, записано, что церковь у нас отделена от государства. Наплевать, стало быть, на Конституцию (на минуточку — это главный Закон нашей страны) и поступать так, как велит большинство, а именно — карать за оскорбления верующих! Жестоко и беспощадно!
Хм. Ну, давайте посмотрим, какое это большинство. Для затравки [src]:
"В праздничных мероприятиях, посвященных Пасхе, приняли участие около 186 тысяч человек, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве.
"Богослужения проходили на территории 287 церквей, храмов и монастырей, в них приняло участие около 186 тысяч человек", - сказал сотрудник пресс-службы, напомнив, что в прошлом году в праздничных мероприятиях приняли участие 156 тысяч человек."
Эм... 186 тысяч человек в 12-миллионной Москве? Это какой-какой-какой там процент?!.. А?! Не слышно! Ладно, давайте посмотрим чуть шире. Есть опрос Левада-центра, (скучным, монтонным голосом) который был проведён 20-23 апреля 2012 года, по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населённых пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3.4%, бла-бла-бла... Смотрим [src]:
Какую роль в вашей жизни играет религия?
очень важную |
6 |
довольно важную |
25 |
не слишком важную |
42 |
не играет никакой роли |
21 |
затрудняюсь ответить |
6 |
WTF?! Даже если сложить первые два пункта, то будет 31%. Это те, для кого религия важна. Не слишком важна или вообще не важна — 63%. Это называется "православное государство"? Чё-та, как-то... Кстати, первые 31% — это те, наверное, кто на Пасху в церковь ходит? Посмотрим:
Были ли вы в этом году на Пасхальной службе в церкви?
были на службе в церкви |
15 |
смотрели телевизионную трансляцию |
37 |
не делали ни того, ни другого |
50 |
Ы?!.. 15%? А как же "довольно важное влияние"? Где ещё 16%? Даже не удосужились? Ну, ладно, бывает. Может, не получилось, но хотели. По телевизору посмотрели, наверное, благо все каналы транслируют эту службу, даже коммерческие. Но всё равно что-то не сочетается с "большинством".
В общем, всё это было заметно и ранее [src]:
"Социологи Киммо Каариайнен и Дмитрий Фурман в рамках совместного российско-финского проекта исследовали отношение к религии населения России на протяжении всех 1990-х гг. За это время ими были проведены четыре опроса — в 1991, 1993, 1996 и 1999 годах. Итоги они подвели в книге «Старые церкви, новые верующие», вышедшей в 2000 году.
В своей работе «Религиозность в России в 90-е гг.», опубликованной в 2002 г., они писали, что, по их данным, на вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» утвердительно отвечали в 1991 г. — 23%, а в 1999 г. — уже 40%. За то же время количество тех, кто готов назвать себя атеистом, уменьшилось с 35 до 5% (часть их, как отмечают авторы, перешла в более нейтральную категорию «неверующих», которых в 1991 г. было всего 7%, а в 1999 г. — уже 22%). К. Каариайнен и Д. Фурман показывают, что в российском обществе сложился настоящий "проправославный консенсус": в 1999 г. 94% всех респондентов заявили, что они "хорошо" или "очень хорошо" относятся к православию. Причём и это исследование подтверждает, что конфессиональная идентичность часто смешивается с национальной и культурной: в 1999 г. назвали себя православными 82% всех русских респондентов. Это 98% верующих, 90% колеблющихся, 50% неверующих, 42% атеистов. Т.е. православных оказывается больше, чем верующих: "...в полном противоречии с "нормальной" логикой и прямым значением терминов в современной России понятие "православный" не является частью более широкого понятия "верующий", а, скорее, наоборот — понятие "верующий" является частью понятия "православный".
Вот как-то так с "большинством". Называться-то люди православными называются, но на деле, увы, не так уже близки к церкви. Так что цифры про огромный процент верующих в нашей стране, это, простите, как опрос "Пользуетесь ли вы интернетом?", проводимый в интернете — он заведомо даст неправильный результат. Как правильно? Я не знаю. Но пока, при тех данных что вижу, я бы не стал так уверенно утверждать, что наша страна православная и что остальные должны подстраиваться под мнение большинства. Нет никакого "православного большинства", есть что-то иное.
Чем вам мешает наша вера?
Именно вера мне ничем не мешает. Мало того, как я говорил выше, я считаю, что каждый человек вправе верить во что ему больше нравится. И никто не может запртетить ему это делать. Так что веру я предлагаю оставить и больше к ней не возвращаться.
Если же говорить про "мешает", то тут много факторов. Но лично мне мешает не вера, а культы и обряды, которые навязывает церковь. Тут речь не о конкретной православной церкви, а об этом институте вообще. То есть не конкретная церковь мне мешает, а всё, что вокруг религии творится.
- В первую очередь, я хотел бы обратить внимание на радикальные течения. Всякие "православные активисты", как и любые другие и борцы за религиозную чистоту (тут уместно вспомнить недавний нашумевший идиотский фильм "Невиновность мусульман" и реакцию на него), вызывают у меня крайне негативное отношение. Я, например, не хочу чтобы мне, моим родным и близким, моему ребёнку кто-то диктовал что и как мы должны делать чтобы не дай бог не оскорбить чувства верующих.
И не потому, что я как Тёма эти чувства на хую вертел, а потому, что мы даже сейчас порой очень сильно расходимся во мнениях о том, что считать правильным поведением, не оскорбляющим верующих, а что считать уже плохим поведением? Например, для замужней женщины не носить платок — это нормально? Или уже ГРЕШНОВАТО, а? Можно ли женщинам с голыми руками в церковь ходить? А в джинсах гулять? А без хиджаба на улицу выходить? Где та грань? Почему её сейчас вдруг находят не в Законе, а в церковных уложениях, написанных сотни лет назад, до царя Гороха? Почему эти правила обществу диктует меньшинство? Они хотят сами их выполнять? Ок, дело этих людей. Но начинать всех понуждать выполнять эти правила — это уже перебор!
И это пока наши отчественные "борцуны" не врываются в ночные клубы и не понуждают там людей к соблюдению законов божьих, это только до поры и до времени. Если и дальше будет такими темпами продолжаться насаждение религиозных ценностей, то до этого не так уж и далеко, как я полагаю.
- Мне не нравится история церкви. Почти все активные религии имеют долгое кровавое прошлое, и христианство тут не исключение. На мой взгляд, религия, за которой через века тянется такой кровавый след, вообще должна разумными людьми считаться экстремистской. И тут не только католики насолили, как часто любят подчёркивать, но и православные далеко-о-о были не белыми и пушистыми. О каком уважении к такой истории церкви может идти речь? О каком оскорблении? Мне просто неприятно, что эти идеи использовались как прикрытие для чёрных дел ранее. И я (небезосновательно) подозреваю, что эти же идеи могут быть использованы для не менее чёрных дел и в будущем. Мне религия вообще претит, любая. А уж с такой историей — и подавно.
- Ещё лично мне мешают многие обряды, проводимые церковью. Мне не нравтся массовые байрамы с резнёй баранов на улицах, равно как и не нравятся крестные ходы, ради которых перекрывают половину города (чтобы на них пришли те от 6% до 15%, ага). В твиттере мне тут возражали, что "у людей, мол, праздник, радоваться нужно". Когда праздник — я радуюсь и поздравляю тех, у кого этот праздник. Но давайте не будем своими праздниками мешать другим людям! Да, тем самым 85%, которые на него не пойдут. Хотя, пёс с ним, с этим одноразовым перекрытием половины города на крёстный ход, не в нём дело.
Да, я против всех этих навязанных "ходов", "крещений", "служений", "молебнов" и прочих "масленниц", которые, кстати, уже чуть ли не становятся официальными выходными днями. Против того, что все эти религиозные обряды пролезают сейчас во все госучереждения (типа детских садов и школ), против того, что теперь на каждом крупном мероприятии обычным явлением стало присутствие попа. Это, например, осорбляет мои чувства человека, искренне верующего, что бога нет. Я против того, что церковные обряды становятся безальтернативными. Пришёл на открытие нового завода? А там православный поп. Пошёл первого сентября на линейку в школу к ребёнку? А там поп. Пришёл к коллегам в гости в новый офис? А там поп. Оказался в воинской части на парадном построении? Попал на отправление подводной лодки? Пригласили на спуск нового корабля на воду? А там поп, поп, поп. И попы сплошь православные. Ни тебе муллы, ни раввина, ни кришнаитов. При том, что формально у нас равенство конфессий.
И, мало того, в свете кровавой истории церкви, все эти обряды, лично для меня, выглядят просто неприятными, как, например, марши черносотенцев или ночные факельные шествия. Хотите водить свои крёстные ходы? Ну, собирайтесь своими 6%-15% и идите в лес, с глаз долой. Если оттуда вас лесные жители, конечно, не прогонят.
- О-о-очень сильно напрягает, что церковь пытается пролезть в учебные учереждения. В детские сады и школы, в первую очередь. То есть туда, где дети наиболее уязвимы для влияния. Увы, в наших реалиях невозможны уроки типа "истории религии" без определённых перекосов. Хотите рассказывать детям о религии? Ну и расскажите про инквизицию и про то, скольких людей по острогам русская православная церковь сгноила! Расскажите про современных мусульман и про древние крестовые походы, про годы средневековья, про мракобесие, которое творили и творят церкви, прикрываясь именем бога. Только честно. Но... Что-то я таких глав в тех учебных пособиях, которые рекомендованы в школах, даже и не видел.
- Мне не нравится государство, которое вместо строительства детских садов, школ, ВУЗов, обсуждает как бы воткнуть во дворы Москвы ещё пару-тройку сотен храмов. Не хватает храмов? Стройте их за МКАДом. Если надо — проведите туда транспорт. Но в Москве и так есть чего строить. А по факту возводят только торговые центры и храмы...
Мне не нравится, что здания и земли, бывшие на балансе у государства, безвозмездно передаются церкви. Мне не нравится, что по крепким таким слухам церковь использует эти ресурсы для проведения безпошлинной/безакцизной тороговли водкой и сигаретами... Не нравится, то на территории храмов, восстановленных за государственный счёт, ведётся торговля... ой, простите, "безвозмездное одаривание за деньги", которая самой же цероковью, по идее, должно пресекаться, ибо, если уж так следовать правилам, то: "...и вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих..."
В общем, список длинный. И это ещё не затрагивая бухих попов, рассекающих по городу в дорогих авто, и всяких там часов-невидимок!.. Разве в этих случаях цероковь и её служители не оскорбляют чувства верующих?
Чем вам помешает новый закон?
В первую очередь — своими определениями и правоприменительной практикой. Закон будет либо мертвым, либо это будет то самое дышло, которое можно будет повернуть туда, куда вышло.
По некоторым церковным правилам, например, даже просто упоминание фразы "бога не существует" — уже оскорбление чувств верующих. То есть, даже выразить свою мысль нельзя будет, да? Назад в средневековье? Если же закон не так суров, то что тогда считать оскорблением? Кто это установит, на какие моральные базисы будут опираться эти определения? А если, допустим, я создам сейчас веру, согласно которой любое несоглашение будет богохульством? Всех можно будет штарфовать сразу? В общем, на мой взгляд — дать определение оскорблениям чувств верующих можно только крайне расплывчато. А это означает, очевидно, что закон будет использоваться избирательно и трактоваться каждый раз как угодно для решения того или иного вопроса.
И ещё. Позиция "давайте дождёмся закона и посмотрим, вдруг там всё хорошо и не о чем было волноваться" — крайне ущербная. Когда закон примут — будет уже поздно, как показывает многолетняя практика законотворчества последних созывов нашей Думы. "Хотели как лучше, а получилось как всегда" — вот девиз наших законтворцев, увы. Так что волноваться нужно уже сейчас.
Следующую часть я хотел написать позже, но нашёл хороший пост здесь, у mi3ch, поэтому просто скопирую его слово в слово, потому что это и у меня вертелось на языке. Итак:
Церковь проповедует добро
Проповеди, к сожалению, совершенно недостаточно. Вы можете говорить своим детям самые правильные вещи на свете — для них гораздо важнее не то, что вы говорите, а то, что вы делаете. У проповедника нет никаких преимуществ. Высочайшие требования он предъявляет, прежде всего, самому себе. И если он этим требованиям не соответствует — его проповедь даже не вредна. Она опасна. Потому что учит людей лицемерию. Исторический опыт же показывает, что церковь прекрасно умела поступаться незыблемостью своих принципов и шла на службу к кому угодно — монархистам, коммунистам, фашистам, чекистам...
Без церкви не будет морали
Моральные императивы развивались и эволюционировали независимо от церкви. А церковь давно остановилась в своем развитии. Библия учит, что человека, который работает в субботу, нужно побить камнями, что любой, приносящий веру другим богам, должен быть истреблён, что отец может продать свою дочь и что нужно бить сыновей розгами. И атеисты доказали, что возможно соблюдение нравственных законов без обещаний райского блаженства или запугивания муками ада.
Православная церковь делает много хорошего для людей
Верно только отчасти. Потому что институт церкви создан не для этого. Человеку, который хочет помогать другим людям, лучше идти в волонтёры или благотворительные фонды — эффективность там выше, как минимум, на порядок. Церковь же вообще на первое место ставит не дела, а веру.
Священников притесняли и теперь общество что-то должно церкви
После Петра церковь была частью государства. Её деятельность курировал обер-прокурор. Священники получали зарплату и, практически, ничем не отличались от чиновников. И требовать вернуть им когда-то принадлежащее имущество — это тоже самое, что требовать вернуть Россию наследникам царского престола. Тайной полиции — тайные канцелярии. Помещикам — крепостных.
Русский — значит православный
Сложно назвать ту гремучую смесь из суеверий, язычества, примет, страхов, богоборчества, тоски, метафизики, предрассудков и комплексов, которая находится в голове у среднестатистического верующего — православием. Поскребите любого православного и вы увидите язычника. Кстати, после отмены Временным правительством обязательности Причастия, количество солдат, посещавших церковь сократилось почти со 100 процентов до 10 и ниже.
Без православной церкви не было бы России
Такой бы точно не было. Церковь всегда давила и запрещала всё прогрессивное. Благодаря её стараниям в России много веков не было своей науки, живописи, театра, скульптуры, светской литературы и поэзии. И мысль, что повсюду нас окружают одни враги — проклятые католики, нечестивые мусульмане и поганые язычники — тоже церковная. А мы вот, самые лучшие и духовные.
Аргументированные возражения, конечно, принимаются. Ну, а особо злобным оппонентам, с промытыми мозгами, я рекомендую сходить сюда: http://neave.com/television/ Очень успокаивает, полагаю. Особенно тех, кто привык получать информацию из телевизора... |