Почему в России нет культуры | ||||
19.08 14:45 | 4661 | |||
funt | ||||
Я сделаю культур-мультур, меня только попроси Мне кажется, что я умней других ЭмСи. Мир удивительно одинаков. Особенно современный. Люди везде одни и те же и делают всё одно и то же от Мурманска до Острова Пасхи. Какое-то значение имеет климат, раса, национальность. Чуть большее — религия. Но в общем это всё ерунда. In general Африка от Европы не отличается ничем. В Африке люди женятся — и в Европе женятся. В Африке танцуют и поют — и в Европе танцуют и поют. В Африке завтракают, обедают и ужинают, и в Европе тоже. В Африке есть убийцы, грабители и насильники, и в Европе есть. В Африке пьют пиво, и в Европе пьют. Европа от Африки отличается только одним, и это отличие называется культура. Культура не в смысле книжки-фильмы и не в смысле песни-пляски. А в смысле образ жизни до мельчайших деталей. Культура как сознательные ограничения, которые человек, нация, цивилизация, на себя накладывает. И ритуалы, которые они сознательно исполняют. С практической точки зрения нет никакой разницы, как есть свинину — вилкой или руками, за столом или на полу, чавкая или не. Руками даже удобнее и естественнее — когда никто не видит, все её так и жрут. Но вообще в Европе придумали вилки, и вилка — часть европейской культуры. Одеваться можно в баранью шкуру — от холода она предохраняет ничуть не хуже шинели, шубы или пальто. Но в Европе додумались до пальто. Причем у мужских и женских пальто пуговицы с разных сторон (говорят, раньше было с одной и той же, но фрейлинам было непривычно застегивать наряды хозяек наоборот, они подтупливали, и поэтому на женской одежде стали делать пуговицы слева). Отличие Европы от Африки — не расовое или даже религиозное. Главное отличие — культурное. Европа пропитана культурой, в Европе культура на каждом шагу, в Европе всё подчинено культуре, никто и ничего не существует без неё. В результате жизнь человека наполняется красотой и гармонией, смыслом. Африканец, утоляя голод, тупо жрёт. Европеец, утоляя голод, приходит в ресторан, выбирает столик по вкусу, ему приносят бесплатную воду, он общается с официантом в униформе, на столе стоит свечка, официант с блокнотиком (с блокнотиком!) принимает заказ, справа лежит нож, слева вилка, европейцу приносят салат, а потом суп, а потом горячее и гарнир, а ещё он пьёт кофе, и на латте какое-то там строго определенное пятнышко (я не разбираюсь в кофейных делах). В ресторане оформлены интерьеры, у ресторана есть логотип, ресторан расположен в определенном месте, на столе лежат салфетки, стоит солонка и перечница, в конце обеда европеец оставляет на чай. Замечаете, какая разница? Сколько всего сопровождает простой процесс утоления голода у европейца и африканца? Это и есть основное отличие. Африканец — почти зверь. А вся жизнь европейца наполнена мелкими, но приятными и особенными деталями. У европейца есть образ жизни, максимально отличный от животного. Он по-особенному делает всё: катается на велосипеде, сидит перед телевизором, одевается, курит, путешествует, ходит в туалет, освещает помещение, грабит людей, смотрит. Даже влюбляется, радуется или плачет. Это и есть культура. Правда, такая регламентированность может и надоесть. Но когда она начала надоедать, европейцы стали выдумывать субкультуры. Со своей одеждой, музыкой, кинематографом, средствами транспорта, политическими взглядами, манерой поведения, танцами, способом путешествий, заведениями и далее до бесконечности. Всё это проистекает от изобилия, пресыщения, от небывалой мощи официальной культуры; и красноречивейшим образом об этой мощи свидетельствует. Перефразируя слова классика, без культур нет субкультур. Ярчайший пример — Англия. Это страна, где культура на каждом шагу. Английская телефонная будка — это не телефонная будка. Английский автобус — не просто автобус. Такси — не просто такси. Каждый чих англичанина, каждое его простейшее действие, являет собой особое культурное явление. Каждая приблуда типа спичек или водопроводного крана — часть английской культуры. Этим и обаятельна Англия для тех, кто там никогда не был. Настолько обаятельна, что не самые дикие, а даже и продвинутые русские подростки из столиц начали одеждой и стилем подражать английским chavs (как дети небедных родителей — американским нигерам из неблагополучных районов). Русские считают, что это стильно, хотя в Англии chavs — дно. Вот вам и отличие одной страны от другой. И это — основная проблема России. Россия — европейская страна с крайне бедной, слабой, забитой культурой. У нас никто не заморачивается её создавать, прачечная занимается башметами и фольклором. Когда говорят о необходимости защитить русскую культуру — мне смешно. Её надо делать почти с нуля, а не защищать деревенские кокошники. Что такое русские автомобили? Вёдра. Русское такси? Куча частников, легальных и нелегальных, просто функция. Русские рестораны? Существуют английские пабы, немецкие пивные, французские кафе, итальянские пиццерии, кофейни. А в России? Пусть русская пивная — прокуренный стояк с буфетчицей, ничего страшного. Но почему из этого не выходит культурного явления, привлекающего мир? Частично, конечно, культура навязывается винтовкой, но во-первых все же частично, а во-вторых русским и самим оказываются нужнее немецкие пивные и английские пабы, чем пивные собственные. И так во всём. Чего бы не делали русские — получается автомат Калашникова. Чего бы ни делали англичане — получается вклад в мировую культуру. У русских нет того, что у французов называется l’art de vivre. Именно поэтому. Во Франции, в Америке — даже самые распоследние бомжи и ниггеры из гетто живут настолько культурно богаче, что в каком-то смысле лучше быть обезьяной из Бронкса, чем менеджером из Москвы. Русский беден, почти нищ. Он не понимает, как жить. Ни он сам, ни его советские хозяева, по глупости и подлости своей не придумали ему ничего интересного. В результате посреди уродованных хрущёвками европейских городов россиянин ведёт образ жизни первобытного африканца. Причем даже не северного, а центрального. У него нет вкуса к жизни. К простым вещам. Тут так не принято. Его существование проходит вне контекста сложившейся культуры, из-за чего ему очень легко превратиться в растение, бомжа или алкоголика — а это скука смертная и депрессия вечная. Ведь даже у алкоголиков в России культурка хилая: один Веничка Ерофеев, и тот не совсем про это. А в Америке существуют целые романы о пьянстве. Неформалы в России часто жалуются, что субкультуры плохо развиты. Конечно, ведь сама культура плохо развита — отсюда нет, под чем быть «суб», против чего «контр». Особо нету даже, против чего художественно протестовать. Ну там беззаконие, менты, жлобы, система — это понятно. А эстетически — ноль. Вышел на улицу — не за что зацепиться. Нету, с чем всерьёз и долго воевать. Из-за этого русские стареют душой очень быстро, им наскучивает, у них в жизни ничего нет, вокруг них ничего нет. Они не понимают, как жить, и стремительно превращаются в унывающих, заебавшихся рухлядей. В России всем успеваешь насладиться вдоволь до тридцати. Нет ничего плохого в заимствованиях — так учатся. Англичане тоже произошли от обезьяны. Но когда заимствования не перевариваются во что-то своё, они остаются чужеродным элементом вроде пирсинга, не врастают в тело. Российская Империя всё слизала у Европы и смогла родить Достоевского. Советский Союз всё разрушил, отгородился железным занавесом, — и комсомолки делали задристанным интуристам минет за жвачку. Национальная культура — это не платья и тюбетейки. Это национальный стиль жизни. Не деревенский «уклад», именно стиль. А в стиле важно всё. Каждая мелочь, каждая деталь. Нет стиля — нет ничего. Русского стиля нет. Русская жизнь его лишена, это как бы чисто биологическая функция. Это как позднесоветский стиль в одежде — функциональность в сочетании с уродством. Штаны и пиджак есть, но они просто прикрывают срам и защищают от холода, а стиль там искать бесполезно. Русская жизнь — это оно. Сердце бьётся, мозг работает, а стиля нет. Голая биология. Пусто. К тридцати годам человек насыщается всем вокруг и тут же стареет — отсюда русский тип лица, русский взгляд, который сначала простой, открытый, наивный, незамутненно-подростковый, а потом сразу усталый, потухший, стариковский. Глаза русского выражают либо упоительную жажду жизни, либо моральную готовность умереть — третьего не дано. Европейские и американские бабули живые, сочные. А русская старость страшная, пустая, чёрная. Тема для хоррора. Французские пенсионеры ходят по Питеру, фоткают, улыбаются. А представьте себе группу из русских бабушек в Париже. Да люди вокруг креститься станут. В отличие от многих философов от станка (я и сам недалеко ушел) я вижу в этом явлении мало мистического или необъяснимого. Культура не добывается из недр, как нефть. Она создается элитой, создается людьми талантливыми, создается сверху вниз и при благоприятных условиях. Всё, о чем я пишу — это не фатальная бесконечность, не константа, не русский крест. Всё это — извините, что перехожу на прозу — обычное гниение рыбы с головы. Если глава государства Хрущёв или Путин — русский мир выстраивается под Хрущёва или Путина. Это неизбежно. Не бывает так, что президент свинопас, а кругом сплошные львы толстые. Именно поэтому мне и не нравится левачество. Sex Pistols могли появиться только там, где есть английская королева, а не в Монголии или Советском Союзе. Буковски мог возникнуть только в государстве, управляющем планетой, а не в колхозе имени Октября. Именно поэтому СССР, вырезав русскую элиту, перестал поставлять миру ЛЕВЫХ (!!!) интеллектуалов. Первое в мире осуществившееся ультралевое государство, — а левых интеллектуалов нет. Краснеющая анархистсвующая послевоенная Европа из русских котировала разве только старичьё царских времён. Картина то сюрреалистическая, если вдуматься: «в Третьем Рейхе нет нацистов». А их нет. Вырезали как шибко умных, отправили на картошку. Чтобы в России было хорошо жить, надо не с коррупцией бороться. Надо создавать русскую культуру, русский стиль. Не кафтаны-сарафаны, а образ жизни. Для всех социальных групп, для всех слоев населения, для всех классов, всех возрастов, обоих полов, всех регионов, для людей с любым IQ, цветом волос и даже волосатостью тела (в США вон дошли до таких тонкостей, что есть субкультура «медведей» — геев с избыточным весом и волосатым телом). Русский должен погружаться в жизнь с головой, русской культуры должно человеку хватать лет на 80, она не должна надоедать, исчерпываться так быстро, быть такой хилой, вторичной и колхозной. Кого сейчас удивишь, околдуешь русским стилем жизни? Два человека — Марк Эймс и Фредерик Бегбедер — на 7 миллиардов землян, включая самих русских. Как писал Лимонов, «вся Россия хочет уехать из России». Если и хочет, то не из-за политики или климата, а потому что культуры нет, жизнь скучная. Пресно и пусто. И это важнее, чем цвет флага над Кремлём и даже количество партий в парламенте. Русские — европейский народ, неудивительно, что ему — в отличие от дикарей — некомфортно жить в ментальной Африке. Некомфортно вне культуры. В попсовом стихотворение Киплинга есть строчка «Наполни смыслом каждое мнговенье». Это то, о чём я говорю. Когда каждое мгновенье жизни русского человека, включая поход в душ, получится наполнить смыслом — тогда будет русская культура, будет русский стиль. Тогда в России будет жить хорошо, тогда изменятся русские лица. Европа — это не место и не идея. Европа — это культура. Будет культура, способная конкурировать с европейской и американской — будет жизнь. Нет — будет 150 миллионов людей согбенной биомассой бродить в темноте, искать причины своих бед. А беда одна: смыслом здесь наполнены слишком мало мгновений. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Смотри также:
: : : : : : : : : :Сюжет по теме
Москва резиновая
|