В своем блоге я стараюсь не касаться политики. Но сейчас не могу молчать. В последнее время много говорят о Ксении Собчак. Она стала одним из "лиц" либерального движения и даже "пострадала" за либеральные ценности. А я вспомнил один свой пост, написанный на blog-spot в 2007 году. С тех пор много воды утекло. Экономический кризис сильно поменял картину мира вцелом и картину российской элиты в частности. Изменились и мои собственные представления. Но тем интересней вспомнить, как воспринималась Ксюша пять лет назад (публикую с сокращениями).
В социологическом опросе ВЦИОМ "Кого вы считаете российской элитой?", проведенном в 2006 году, Ксения Собчак заняла почетное 18 место. По уровню "элитности" 25-летняя телеведущая превзошла Патриарха Алексия II, спикера Совета Федерации Сергея Миронова, экс-президента России Бориса Ельцина, нобелевского лауреата Жореса Алферова и многих-многих других.
Феномен Ксении Собчак обсуждается в СМИ постоянно. Ее принято ругать. В некоторых кругах это считается правилом хорошего тона. Ругань, однако, создает дополнительный "пиар" и еще больше влюбляет молодежь в образ скандальной, эпатажной Ксюши. Попыток более детально разобраться в этом феномене, автором обнаружено не было. Чтобы хоть как-то заполнить эту нишу и был написан этот текст.
Отец
Корни любого явления проще искать в его историческом, так сазать, развитии. Сегодня уже как-то подзабыли многие, особенно молодые люди, родившиеся после 1990 года, что Ксения – дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.
Анатолий Александрович – дитя перестройки, один из когорты "завлабов", которых допустили к руководству страной. Вряд ли тогда, эти "романтики демократии" реально оценивали, к чему приведет их правление. По сути, их использовали "в темную" для развала Советского Союза и дальнейшего экономического расшатывания России.
Вся перестройка и дальнейшая демшиза строилась на критике привилегий советской элиты. В фильмах того времени обязательно присутствует бездушный партийный функционер на черной "Волге" (это считалось признаком большого шика), часто в кадре он есть бутерброды с икрой и пьет коньяк. Именно с такими людьми боролся Анатолий Александрович Собчак, именно их он считал (скорее всего, искренне) причиной всех народных бед на заре своей политической карьеры.
Прошло время. Романтические грезы разбились о реальность. Место советской элиты заняли олигархи. Впрочем, с их стола перепадало и новой политической элиты, а Анатолий Александрович, был одним из ярких ее представителей. Масштаб коррупции в эти годы можно оценить, по такому примечательному факту: в 2002 году неизвестные обворовали квариту Ксении Собчак. Поражает состав добычи грабителей: бриллиантовое колье, колье из черного жемчуга, часы Chopard и другие ювелирные украшения общей стоимостью $600 тыс. Газеты тогда задавали закономерный вопрос: откуда у дочери мэра деньги на покупку таких украшений. Ответа, естественно, не дождались.
Смена вех
За 20 лет истории (1988-2008 гг.) в Советском Союзе сменилось как минимум четыре поколения элиты. Анатолий Собчак был представителем диссидентствующих "демократических романтиков", руками которых в конце 80-х развалили СССР. Затем был период "младореформаторов" во главе с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом. Они выполняли задачу демонтажа экономики. Вслед за ними пришли "олигархи" и полукриминальные элементы, заполонившие власть от Кремля до администраций малых городов. Наконец в "нулевые" началась эпоха "гламурной элиты". Именно в эту струю попала Ксения, органично вписалась и стала одной из икон для молодежи новой России.
Новая элита, несмотря на новые повадки, переняла от своих предшественников ненависть к советскому периоду российской истории, преклонение перед западным образом жизни, а главное – ненависть к народу, живущему в провинции, вдалеке от блестящей московской жизни.
Место маркеров элиты окончательно заняли материальные ценности: модная одежда, дорогие машины, роскошное жилье (которое теперь так и называется "элитное"). Духовные ценности: скромность, доброта, честность, патриотизм, – не просто были преданы забвению, они стали неприличными. Развязная, эпатажная манера поведения современной элиты – признак особого "шика", хорошего тона. Этот стереотип поведения широко пропогандируется средствами массовой информации, одобряется в глазах общественности. Ксения стала именно такой. Она быстро впитала в себя веяния времени, начала транлировать эти ценности. Именно это поведение привело ее на вершину российской элиты.
По следам Вандербильдихи
Элочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова, как известно, соревновалась с дочерью миллионера Вандербильда. Соперничество выражалось, прежде всего, в роскошности туалетов и других маркерах шикарной жизни. Именно этим состязанием воспользовался хитроумный Остап Бендер, обменяв стул на блестящую побрякушку для заваривания чая.
Стереотип поведения Ксении Собчак до смешного напоминает действия Элочки. Для Ксении есть своя Вандербильдиха – наследница клана миллиардеров Пэрис Хилтон. В США (а теперь и в России) Пэрис известна своим эпатажным поведением, распутным образом жизни и транжирством. Ксения не раз публично говорила о том, что Пэрис – один из ее кумиров. Понятно, что даже небедная Собчак не имеет возможностей американской миллиардерши. Поэтому безуства Ксении гораздо скромнее, но и они поражают воображение жителей бедной российской провинции и даже искушенных москвичей.
Поведение Ксении не считается отклонением от нормы. Она не триксер современной политической сцены, она – герой и кумир молодежи. Ее телешоу собирает у экранов подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет (и даже старше). Они проникаются ее повадками, манерой одеваться и говорить. Ее система ценностей транслируется на всю страну, а сама Ксения сами стала Вандербильдихой миллионов телезрителей (и особенно телезрительниц).
Взгляд провинциала
Теперь представим обычную российскую семью со средним доходом. Предположим, что 15-летняя дочь в этой семье постоянно смотрит шоу "Дом-2", обсуждает его с подругами и делает первые попытки быть похожей на своего кумира. Ей недоступны большинство вещей в которые одевается Ксения. Ей никогда, скорее всего, не будет доступен BMW Х5. Шансы дотянуться до своего идеала – почти нулевые. В этой ситуации молодая, только начинающая жить девушка испытывает сильнейшую фрустрацию: ее социальные запросы не могут быть удовлетворены. Она понимает, что ей никогда не попасть в эту блестящую элиту. Следствием этого становиться пассивная жизненная позиция, социальный пессимизм. Таким образом, трансляция "гламура" приводит, в первую очередь, к созданию низкопассионарного поколения, которое с юности привыкает к мысли, что им никогда не стать элитой. А за Ксенией Собчак и им подобными закрепляется право на "элитность" по праву рождения, по праву связей и богатства. По сути, вся эта ситуация ведет к самому опасному явлению: консервации элиты. Именно консервация приводит к мощнейшим социальным взрывам – революциям. Когда в массе накапливается пассионарный заряд, не находящий выхода, потому что элита оторвалась от народа и не желает видеть его представителей в свих рядах, молодежь ищет путь изменить ситуацию любым способом, вплоть до силового. Хочу подчеркнуть, что я ни в коем случае не призываю к свержению власти или изменению существующего конституционного строя. Просто анализ поведения современной элиты показывает: ее ждет незавидное будущее.
Признаки растущей дивиантной пассионарности в современном молодом поколении налицо: популярность экстримистских партий вроде НБП, националистические и даже неофашистские группировки сегодня легко вербуют в свои ряды энергичных молодых людей, которые не могут иначе реализовать свой потенциал в политической жизни.
Сегодня отсутствуют механизмы ротации элиты (в советское время эту функцию выполняли пионерская, комсомольская организации и партия). Попытка создать такие механизмы (имеется в виду "Молодая гвардия Единой России") выглядят жалко и смешно.
Ксения Собчак и Владимир Ленин: сравнение двух мифов
Совесткая жизнь была пронизана многочисленными мифами, которые создавались на протяжении всей истории. В них находил отражение система ценностей совестского человека. Сегодня любят развенчивать эти мифы, находить нестыковки мифа и реальности, копаются в грязном белье, вытаскивают на свет "неизвестные факты" из жизни вождей и героев. Говорят, что Стаханов был пьяницей, Чапаев – распутником, подвиги пионеров-героев сильно преувеличены. Может быть это все и так – История рассудит. Однако факт остается фактом. На массовую советскую аудиторию транслировали только положительные качества этих людей. Миф всегда упрощает и урезает реальность. Это его основное свойство. Возможно и Ксения Собчак не такая уж глупая, распутная и расточительная, как о ней говорят. Возможно в душе она – скромная, девушка с тонкой душевной организацией. Вопрос в том, как она строит свой образ (или как сейчас говорят имидж) для показа его на всю страну. "Дом-2", "Блондинка в шоколаде", желтая пресса – это средства современного мифотворчества. Они показывают Ксению не такой какая она есть на самом деле, а такой какой она хочет показаться миллионам своих обожателей.
Для сравнения можно вспомнить детские рассказы о Ленине. В них Ильич предстает, возможно, не таким, каким был на самом деле. Но что хотят сказать его "имиджмейкеры" этими рассказами, какие качества воспитать в детях (ведь рассказы эти читались школьниками). В них всегда подчеркивается его скромность, доброта, любовь к России, к ее народу, любовь к детям, самоотверженность и патриотизм. Эти маркеры элиты мы впитывали еще в школе. Затем мы читали о пионерах-героях и молодогвардейцах, смотрели фильмы, в которых герои совершали трудовые и военные подвиги, трогательно и нежно любили скромных, чистых девушек, ехали осваивать целину, строить БАМ, покорять Север... Особенно яркий, культовый фильм той эпохи – "Карьера Димы Горина" (о том, как банковский служащий уехал строить ЛЭП в уральскую тайгу). Живопись и музыка, кино и литература, скульптура и архитектура, театр и средства массовой информации, наконец, образование – все работало на то, чтобы создать образ советского человека: скромного, смелого, трудолюбивого, честного, любящего...
(Для сравнения: фраза из песни-гимна "Фабрики звезд"
На заводе и на шахте мало платят и не всем,
А артист живет богато, без забот и без проблем...
Как говориться без комментариев).
По этому же сценарию выстраивались мифы о советской элите: партийных руководителях, рабочих и крестьянах, представителей творческой интеллигенции. Кумиры были другие (их социальный и профессиональный состав), и главное – качества этих кумиров, маркеры элиты лежали в другой плоскости – духовной. Их материальное положение всегда оставалось за кадром. Какая машина была у Юрия Гагарина? Сколько платьев было в гардеробе Валентины Терешковой? Где отдыхал Василий Шукшин? Сколько комнат было в доме Константина Симонова (и был ли у него дом)? Сегодня эти вопросы не только беззастенчиво задаются, СМИ с удовольствием находят на них ответы. Тогда как духовная жизнь "звезд" остается за кадром.
Вместо резюме
Поведение элиты всегда считается нормативным и копируется обществом. В 30-е годы считалось особым шиком носить военный френч – потому что так одевался Сталин. Элита, хочет она того или нет, транслирует свою систему ценностей на всех людей.
Рыба гниет с головы, а общество разрушается с фундамента. Появление в современной российской элите людей вроде Ксении Собчак говорят о глубоком кризисе всего общества, его глубинной нравственной основы. Когда маркерами элиты становятся материальные ценности – значит впереди потрясения.
Во время кризиса средневековья, который назвали эпохой Ренессанса или Возрождения, в Италии продворные начали соревноваться в длинне носков своей обуви. Чем длиннее носок – тем богаче и знатнее человек. Ходить в такой обуви было очень неудобно, кроме того, стоимость удлиненных ботинок превышала все мыслимые пределы. Однако, это был один из маркеров "элитности", и пренебрежение этим принципом могло стоить человеку положения в обществе.
По сути, власть брендов в современном западном мире, а теперь и в России, очень сильно напоминает эту поучительную историю. Если маркером элиты становится костюм от Prada, значит эта элита скоро сменится другой. Рано или поздно, люди начнут тосковать по настоящим ценностям. Им наскучит блестящий мирок гламура, в который они вынуждены смотреть через глазок телевизора. Посмотрев вокруг, они увидят разграбленную нищую страну и наверняка поймут, кто виноват и что делать. |