"Антиселигер". Революция в палатке | ||||
21.06 10:35 | 3649 | |||
dobrokhotov | ||||
Три автобуса остановились у кромки леса, там, где кончается дорога, и пассажиры устало высыпали наружу. Надевая свои рюкзаки, они выжидающе смотрели на сотню полицейских, выстроившихся рядом. Если собираются винтить, то прямо сейчас. Но полицейские только проводили внимательным взглядом полторы сотни политических туристов, уходящих по тропинке вглубь Химкинского леса. А через полчаса у кромки небольшого озера рядом с дубовой рощей уже вырос небольшой городок. Стало ясно, что «Антиселигер» состоится.
Среди самих участников бытовала такая версия: Кирилл Кабанов встретился лично с Сурковым, а тот при нем позвонил губернатору Громову и попросил не разгонять. Так это или нет, но полицейские показывали прибывающим дорогу к лагерю, ели вместе со всеми еду из полевой кухни, привезенной «яблочниками», и вообще были настроены дружелюбно, разве что в футбол играть отказались – мол, на службе не положено.
Об организации
«Антиселигер» – это спонтанная импровизация, и в общем-то никто не ждал от него хорошей организационной работы. Ну разве что маршрут к лагерю на сайте можно было бы выложить правильный: новые участники прибывали в лагерь, размахивая кулаками и матерясь, требуя дать им организаторов на растерзание, многие потеряли в поисках правильной дороги час-полтора. Отдавать им на растерзание было некого, потому что кто организатор, непонятно, вернее, почти каждый чуточку был им.
Наибольшую энергию, впрочем, проявили все те же люди, которые организовывали концерт с участием Шевчука на Пушкинской площади в прошлом году, и прежде всего это Евгения Чирикова. Тогда, кстати, тоже вроде бы все было через пень колоду – но ведь получилось же, черт побери, самое массовое оппозиционное мероприятие в Москве, собралось около 5000 человек. Примерно столько же побывало за три дня и на Антиселигере – если в первый день в лагере стояло около полутора сотен палаток (то есть где-то человек 300–400), то уже в субботу полторы тысячи футболок расхватали как горячие пирожки, единовременно в лагере было явно не меньше двух тысяч участников. В воскресенье было бы еще больше, но погода испортилась. О провокаторах
С самого начала в лагере разбили свои палатки «нашисты». На свой «Селигер» они со стороны никого не пускают, а тут вход был свободный, чем они не преминули воспользоваться. Главной их задачей было заснять как кто-нибудь пьет алкоголь. С утра до вечера они шныряли по всем углам с камерой, но улов был невелик: почти все участники соблюдали сухой закон, да и те, кто тайком все ж таки пил, дисциплину не нарушали. В отчаянии «нашисты» засняли поодаль мусорную свалку, где валялись бутылки из-под пива и вина, и выставили это как следы «Антиселигера».
Если прибытие «нашистов» было делом ожидаемым, то вот появления экстремистов фашистского толка никто не ждал. Вернее, некие бойцы со свастикой в Химкинский лес наведывались часто, но тут коричневые приехали в качестве «участников», воспользовавшись тем, что регистрация свободна для всех. Александр Белов-Поткин, экс-лидер ДПНИ, даже провел импровизированное выступление. Еще несколько человек, представляясь окружающим «борцами с хасидами», громогласно обсуждали между собой сколько евреев в российском правительстве. Впрочем, на фоне общей массы националисты терялись и ввиду своей малочисленности никого особо не раздражали.
Об участниках
По уровню хедлайнеров «Антиселигер», похоже, превзошел все оппозиционные мероприятия последних лет. Парфенов, Панюшкин, Немцов, Троицкий, Митрохин, Клебанов, Белковский, Навальный – это только первые, кто приходит в голову. А были ведь гости и совсем нежданные. В субботу днем у входа в лагерь неожиданно взвился рой журналистов – это пришел Сергей Миронов. Ему тут же поставили микрофон, дали произнести речь и позволили собравшимся задавать экс-спикеру Совета Федерации вопросы. Поначалу Миронов отвечал бодро и весьма даже оппозиционно, представляя себя главным защитником прав и свобод, пострадавшим от репрессий «Единой России».
Корреспондент Slon.ru поинтересовался у господина Миронова, где же этот оппозиционный дух был у него, когда он агитировал за Путина, и как статус спикера СФ мешал ему обличать власти. Тут Миронов сдал назад и даже как-то с гордостью заявил, что переизбрание Владимира Путина без Миронова и вовсе бы не состоялось, потому что, дескать, выборы были бы безальтернативными. Затем он дежурно прошелся по несистемной оппозиции, и ореол борца с режимом начал развеиваться. Миронову продолжали задавать вопросы из серии «а где же вы были, когда…», и он, возможно, уже засомневался, нужно ли было ехать в Химкинский лес, но ситуацию спасла Евгения Чирикова, которая предложила экс-спикеру отправиться на просеку останавливать вырубку. Толпа в количестве человек двухсот двинулась вглубь леса и вышла к поваленным деревьям, где должна пройти злополучная трасса. Просека шириной не менее двухсот метров устлана поваленными деревьями и на фоне высоченных сосен выглядит очень тоскливо. В поваленных деревьях копошился экскаватор, но при приближении толпы он замер, и водитель испуганно съежился в кабинке, отвечая на гневные расспросы, что он ничего не знает и делает, что ему указали. Документов у него никаких не было.
Миронов попозировал перед фотографами, взобравшись на экскаватор, и вернулся назад. Он выглядел устало и даже останавливался при подъеме на холм, чтобы перевести дыхание. Окружающие испуганно предлагали ему воды, он героически отказывался. Оставив Миронова позади антиселигеровцы прогнали экскаватор с просеки (он уехал в неизвестном направлении), прошли еще километр туда, где велись основные работы, и начали гнать всех и там. Рабочие, почувствовав, что проигрывают горячий спор по юридическим аргументам (документов на работы и у них тоже не было), оправдывались тем, что приехали издалека и больше нормальную работу найти им негде. Впрочем, где-то другая работа все-таки есть, потому что бригады тут постоянно меняются. Каким бы высокопоставленным гостем ни был Миронов, главным героем субботы для антиселигера стал Алексей Навальный. Стенд «Роспила» вызвал огромный ажиотаж, а когда Навальный вышел к микрофону на деревянный настил, вокруг расселось столько людей, что свободное место найти было очень сложно. Навальный держался бодро и уверенно. Публика даже, кажется, начала немного скучать, но тут речь зашла о самой болезненной теме. Я поинтересовался у Навального, что заставляет его выходить на «русские марши» вместе с членами таких движений, как «Русский образ», члены которого осуждены за убийство Маркелова и Бабуровой, и с другими националистами, не стесняющимися кидать зигу и считающих своим героем Буданова (на похороны которого, кстати, Навальный всех призывал прийти в своем блоге).
Навальный начал было решительно отвечать, что ходил и будет ходить на такие марши, а сумасшедшие зигующие расисты к маршу только примазываются. Проблему приезжих надо как-то решать, и если не будут ходить такие как Навальный, их место займут праворадикалы. Он тут же добавил, что как Минин и Пожарский призывает бороться против русских воров и иностранных оккупантов. Кто же такие иностранные оккупанты? Это те, кто вывозят капиталы за границу и держат деньги на иностранных счетах, причем национальность тут не имеет значения. Эта интерпретация успокоила собравшихся, правда ее едва ли разделяет еще кто-то из участников «Русских маршей» помимо самого Навального. Еще более спорным оказалось выступление лидера «Яблока» Сергея Митрохина. «Антиселигеровцы», конечно, были очень благодарны за полевую кухню «яблочников» (совершенно несъедобную, впрочем, по мнению эстетствующего корреспондента Slon.ru), но по поводу политической платформы было много вопросов. Например, я поинтересовался у Сергея Митрохина, почему главным объектом критики «Яблока» в последнее время служат не Путин или Медведев, а Немцов и Касьянов. Митрохин возразил, что Путина они тоже ругают, а Немцов и Касьянов помогли Путину укрепиться во власти. Затем последовало долгое разъяснение о том, как Немцов и его сподвижники, прикрываясь лозунгами демократии, разваливали Россию и приводили к власти олигархов. Казалось, что «Антиселигер» превратился в обычный «Селигер».
Возможность ответить у Бориса Немцова появилась в воскресенье. Немцов сравнил Митрохина с героем анекдота, который выходит на арену цирка весь в белом, а затем обратил внимание, что Путина СПС поддерживал в тот момент, когда еще ничего не было известно о его авторитарных замашках. Пришлось Немцову вступить в заочную полемику и с Артемием Троицким, выступавшим чуть ранее. Музыкальный критик упомянул в частности, что его приглашали в «Партию народной свободы», но когда он «увидел в сети переписку некоего Милова со своими коллегами», насыщенную отборным матом, вступать ему перехотелось.
Slon.ru попросил Немцова прокомментировать ситуацию и вообще прояснить будущее «Парнаса» (партию-то, видимо, не зарегистрируют). Немцов с тем, что на регистрацию шансов нет, спорить не стал, но сообщил, что коалицию постарается сохранить, хотя и, возможно, с некоторыми кадровыми решениями. «Поймите, Милов нам неприятен, но наш враг все-таки не Милов, а Путин. И бороться с ним можно только объединив усилия». Было бы неправильным просто упомянуть Артемия Троицкого мимоходом. Троицкий с грустью отзывался о наших музыкантах, большинство из которых настроены конформистски, а некоторые и вовсе выступают на концертах в поддержку власти. Не заступаются они и друг за друга.
А если бы Троицкий вернулся во времени назад, когда неожиданная атака на него властей не началась, – поинтересовался у критика Slon.ru, – назвал бы он снова Вадима Самойлова пуделем Суркова или постарался бы выразиться более осторожно? «Я бы мог бы конечно попытаться найти другие выражения и назвать Самойлова, например, cурковской кошечкой, но зачем, я не считаю, что в этих или других моих словах было что-то ошибочное или тем более противозаконное», – ответил Троицкий, вызвав большое одобрение публики. Пожалуй самым живым выступлением можно признать бенефис Станислава Белковского. Во-первых, потому что говорил он весело, а это было ровно то, что нужно отравленной загородным кислородом публике. Во-вторых, потому что его выступление, в отличие от других политических речей, звучавших на «Антиселигере», предполагало конкретный план действий. По словам Белковского, бессмысленно играть по правилам игры действующей власти и придумывать разные ходы вроде голосования за любую партию кроме «Единой России», как предлагает Навальный, потому что все партии суть «Единая Россия» под разными названиями.
То что большинству сейчас настоящая политическая модернизация не нужна – не такая уж трагедия, успокаивал Белковский, модернизацию всегда и везде делают 2–3% наиболее образованного и активного населения, и проблема лишь в том, что эти люди разрозненны и деморализованы. Объединить их в эпоху интернета не так уж сложно. Главное, чтобы они увидели друг друга и поняли, что их реальное число вполне достаточно, чтобы бросить власти вызов. Атмосфера
Многим могло со стороны показаться, что «Антиселигер» – это что-то вроде одной большой политической конференции. Но это не так. На самом деле это просто повод для людей, которые устали за год бороться с милицией, судиться с властями, писать программы и голосовать на собраниях выехать на природу и пообщаться с хорошими людьми. И было неважно, кто политик, кто журналист, кто эксперт, а кто просто приехал потусоваться – какая разница, если ты приехал поиграть в футбол, послушать музыкантов, посмотреть кино и – заодно – поспорить о чем-нибудь.
Не ради же политических дебатов приехал, например, Сэм Клебанов, президент «Кино без границ», привезший с собой несколько восхитительных фильмов, например «Звуки шума». А ведь Клебанова приглашали и на Селигер, но он почему-то не поехал. На Селигере тоже много известных людей, тоже отдых на природе, но туда не ездят такие, как Сэм Клебанов. Возможно в этом и смысл «Антиселигера» – возможность выбора. И может быть этот выбор – первый шаг к тому, чтобы та пара процентов, о которых говорит Белковский, начнут видеть друг друга. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Смотри также:
: : : : : : : : : :Сюжет по теме
Форум "Антиселигер"
|