Все чаще меня спрашивают - вот, уже даже полудикие бедуины восстали против своих "мубараков", когда же зашевелится "родина трех революций"? Почему спрашивают у меня, тоже не совсем понятно - я совсем не специалист по части востока, арабов и прочего.
И я отвечаю одно и то же: "Похожа свинья на коня, только хвост не такой".
Но, видимо, ограничиваться лаконичными ответами уже не совсем прилично. Надо говорить что-то более развернутое: анализ, синтез, предпосылки, движущие силы и прочая лабуда из учебника.
Итак, во всех событиях на востоке, только отчасти, кстати, арабском, сегодня можно разглядеть три важные вещи.
Первое - это несоответствие ожиданий большинства общества и реального уровня жизни, который в данном обществе присутствует. Можно сколь угодно долго говорить о неразвитости гражданских институтов в Египте или родоплеменной структуре ливийского общества, но важно, что даже сегодняшний уровень развития здесь предполагает достаточно высокий уровень ожиданий. Ведь даже Ливия, не говоря уже о туристических Тунисе и Египте, - это не замкнутая система, особенно сейчас, в век Интернета. Люди видят, как живет развитая часть человечества, и не только в материальном плане, и сравнивают это с собственным настоящим - на 2 доллара в сутки, и с собственными перспективами - верней отсутствием всяких перспектив.
Естественно, такое сравнение не может не вызывать колоссального раздражения. Причем в Ливии, где большинство населения живет относительно неплохо по сравнению с тем же Египтом, разрыв между ожиданиями и реальностью все равно очень велик. Можно говорить о том, что эти ожидания явно завышены, но это рассуждения для социологов, а не для масс людей. Потом у тех же людей может наступить и отрезвление, и разочарование, как в бывшем СССР полтора десятка лет спустя после распада страны и ликвидации социалистической системы, но это потом. Сейчас - только раздражение и надежды.
Второе - это политическая и общественная стагнация. Каким бы хорошим парнем не был диктатор, но если он правит 30-40 лет, это как минимум вызывает также раздражение. Но главное - любая диктатура, а особенно диктатура длительная, устаканившаяся, приводит к колоссальному отчуждению масс людей от политики, от принятия решений. Даже если проводятся какие-то фиктивные выборы, всем уже становится ясно, что они фиктивные, за 30-40 лет - даже самым тупым.
Казалось бы, на западе выборы - это тоже фикция, хотя и более изящно оформленная. Но говорить о неучастии масс граждан в политической и социальной жизни все же нельзя. Участвуют и могут влиять. Еще сто лет назад, когда основной проблемой государства было - чем накормить граждан и сохранить их жизни хоть на короткий период, любой диктатор, эффективно решавший эти две задачи, становился "отцом народов", а говорить о личном участии во власти было как бы даже и неприлично. Сейчас в развитых странах ситуация радикально иная - и есть все основания полагать, что именно поэтому они и развитые. Рост участия граждан в принятии решений - это такая примета нового постиндустриального мира. И все, понятное дело, хотят равняться на первых, а не на аутсайдеров.
Поэтому даже такой "славный малый" как Каддафи с его экзотическим режимом воспринимается только в качестве огромного валуна на пути прогресса. Это иллюзия? Не буду спорить, здесь нет предмета для спора, в конечном счете вся наша жизнь - иллюзия. Но вот восприятие этой иллюзии и есть самая реальная реальность, а восприятие иллюзии массами граждан - это уже реальность политическая.
И третий фактор - это ислам. Ислам не как религиозная система, а как общественное устройство, основанное на справедливости. Этим отличается ислам от других мировых религий - он дает образец не только личной, но и общественной жизни. У арабского мира, а говоря шире - у всего востока есть идеальный образец, причем образец общепринятый на религиозном уровне и, соответственно, легко транслируемый в общественный и политический план жизни. И, кстати, неразвитость ряда восточных обществ только облегчает адаптацию этой средневековой, в общем, системы к современным реалиям.
Конечно, это тоже иллюзия, но когда она входит в плоть и кровь миллиарда человек, что может быть реальней?
Тем более, что справедливость и равенство, о которых говорит ислам, совсем не иллюзорны. Другое дело, что уже в самом сердце исламского мира, в Саудовской Аравии эта исламская справедливость уже полторы сотни лет попирается самым наглядным образом, и вроде бы арабский и в целом исламский мир с этим как-то мирится. Но сегодня мир уже совсем другой, и "исламское" государство, даже в своем названии имеющее имя королевской династии, не может не ощущать, что выпадает из системы традиционного понимания справедливости.
Но что это для нас, находящихся за тысячи километров от мест основных событий, никак не относящихся к арабскому миру и соотносящихся с исламским миром лишь в небольшой степени?
Если "мы" - это только Россия в границах РФ, то и правда, соотносится довольно слабо.
Первое - у нас, конечно, тоже имеется несоответствие ожиданий большинства общества и реального уровня жизни, но это противоречие не так резко выражено. Хотя в нашем обществе все еще достаточно высок уровень образования, то есть высок уровень запросов и, соответственно, ожиданий, но на 2 доллара в день у нас никто не живет. Еще нет такого всепроникающего ощущения безнадеги. Особенно у молодежи, которая и является в любом обществе главной движущей силой любой революции. Российская молодежь в массе своей на самом деле куда более контрреволюционна, консервативна, чем поколение "отцов". Это связано и со снижением качества образования, а соответственно - с сознательным занижением уровня запросов. Есть и некоторые надежды на "продвижение", карьеру, рост материального благополучия - это поколение еще не пережило резкого кризисного падения уровня и качества жизни, у него есть надежды на поступательное развитие именно такого общества, которое в РФ сложилось.
Второе - российская власть, конечно, застойна, но 12 лет "национального лидерства" Путина еще не вызывают такого раздражения, как 30 лет Мубарака. Тем более, что в Египте имело место ощутимое снижение жизненного стандарта для масс населения, а Россия еще помнит годы нефтяного изобилия, волей или неволей связывая их с образом "национального лидера".
В этом плане РФ после нищенской жизни времен позднего Горбачева и раннего Ельцина испытывает на себе эффект "успешной диктатуры" - да, пришел диктатор, но он нас накормил и защитил. Это очевидный социальный регресс именно в восприятии действительности, в массовой оценке политической и социальной реальности. И здесь как бы "развитое" российское общество очевидным образом уступает якобы "диким" берберам Ливии. И для преодоления этого отставания массового сознания потребуется время.
Третье - у православно-атеистической России нет общепринятой системы социальной справедливости. Советский эталон социальной справедливости остался в прошлом, причем сегодня чтобы дотянуться до него российскому обществу придется преодолевать собственную отсталость - Россия 21-го века отстала от себя самой века минувшего. Воспринять ислам навряд ли получится, да и к тому же для России это будет движением к средневековью, в отличие, кстати, от арабского востока, где движение идет как раз от средневековья к современности. А традиционное православие прямо осуждает стремление к социальным трансформациям.
Это не значит, что так все и будет, так и останется. Но то, что тренд, заявленный арабским востоком, сегодня не имеет почвы в России, к сожалению, достаточно очевидно. Это не говоря о том, что русская молодежь сегодня не готова, подобно арабам, идти под пули ради не слишком даже и осознанного стремления к переменам. Представить сегодня в Москве повторение 1993 года положительно невозможно, хотя и те события вызвали далеко не всеобщий отклик. Боюсь, что на арену российской истории вступает поколение, которое станет одним из самых больших разочарований отечественной истории - поколение воспитанных Сурковым и Якеменко.
Но совсем иначе все выглядит на южных окраинах бывшего СССР, где все 3 обстоятельства арабской революции присутствуют куда более выпукло. Там, в Туркмении и Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, Азербайджане и других республиках Кавказа жизнь на 2 доллара в день вполне обычное дело. Там правят династии и диктатуры обнажены. И там традиционен ислам, да и представления о советской справедливости выветрились куда меньше, чем в РФ.
Там есть и еще один фактор - гастарбайтеры, которые приезжают домой из России и Казахстана, полные завышенных социальных ожиданий и ненавистью к капиталистической системе, в которой для них есть место только в подвале или бытовке и социальный статус раба.
Что ж, великая русская революция тоже произошла в стране, бывшей отсталой, на 80% неграмотной и всего полвека как освободившейся от крепостного права.