Битва за статус | |
![]() |
4.10 16:02 |
![]() |
В нашумевшей истории о том, как Божену Рынску схватили за попу и что из этого вышло, мои симпатии, скорее, на стороне Божены. Мне вообще импонируют одиночки, готовые в защите своего достоинства идти до конца, даже невзирая на отстутствие поддержки и общую враждебность окружения. Другое дело, что Божене не мешало бы видеть, что произошло на самом деле - в конце концов, речь-то о ее среде обитания, и неумение различать реальную опасность может обойтись весьма дорого. Впрочем - тут, похоже, реальное вытеснение, ибо осознавать всю правду Божена просто не готова... Тут есть два плана анализа. Начнем с самого общего, "группа - одиночка". Все ее описание выстроено как описание конфликта между ней и неким неизвестным молодым человеком- "хамом", и все свои выводы Божена делает, строго исходя из этой предпосылки. Однако ж это очевидно не так; любитель женских поп - это эпизод. Реально Божена описала свой конфликт С ТУСОВКОЙ. Любопытно, отдает ли она себе в этом отчет... В принципе, все произошедшее - классический конфликт одиночки и сложившейся группы. По тексту разбросано МНОЖЕСТВО (отдадим должное Божене как репортеру) свидетельств, как ГРУППА пытается указать Божене на принятые в ее среде нормы поведения, а также на ее, Божены, место в групповой иерархии. Фактически по ходу всей истории Божена только тем и занимается, что пытается - не только словом, но и силой (привлечение милиции) - заставить группу отказаться от принятых ею норм и принять предлагаемые Боженой нормы. А ведь из социальной психологии известно, кто единственный вправе изменять ранее сложившиеся групповые нормы. Кто? Правильно - новый лидер. Фактически Божена попыталась совершить крупный скачок: из приглашенного гостя - в лидеры. Попытка оказалась с негодными средствами: мы видим, что у Божены даже не нашлось ни одного СОЮЗНИКА. Собственно, теперь мы можем разложить весь эпизод в терминах социальной психологии групп. Итак: Божена попадает в новую группу ("тусовку") на правах рядового участника, и честно старается вести себя в соответствии с групповыми установками - в частности, садится на стул так, как в группе "принято" ("гламурно"). Один из членов группы предпринимает по отношению к ней действия, которые сама Божена воспринимает как неуместные и оскорбительные. Далее идет серия диалогов, в которых Божена пытается указать другим членам группы, что с ней ведут себя "не по правилам". Все (!) в той или иной форме дают понять Божене, что беспокоиться не о чем, так как все случившееся с ней "нормально"... Здесь - ключевая развилка. В этом месте Божене уже вполне можно было бы понять: конфликт у нее не с кем-то из отдельных участников, а с НОРМАМИ группы, то есть попросту - с самой группой, и потому у нее лишь два выхода: принять эти нормы как данность или покинуть группу. Однако Божена избирает третий путь - и с этого момента события как бы раздваиваются: у них появляется поверхностный, то есть кажущийся план - и скрытый сущностный, то есть социально-психологический. Божена решает "отомстить" обидевшему ее члену группы - а на самом деле доказать всей группе, что ее нормы условны и не являются правильными с точки зрения Божены. Как говорил про такие случаи Эрик Берн, "Люди замечают, что все происходящие вокруг них есть игра, лишь тогда, когда кто-то нарушает ее правила". Впрочем, и это еще не весь анализ. Вернемся к первой фразе разбора: "Божена попадает в новую группу ("тусовку") на правах рядового участника". Точнее, так выглядит только с формальной точки зрения. На самом же деле не так: сама Божена, очевидно, считает себя чуть ли не ВИПом, а для "тусовки" она - наоборот, "участник второго сорта". Причем сама же Божена и объясняет, почему: "у меня нет ни брата, ни мужа, ни отца", раз, и она женщина - это два. Другими словами - за ней нет СИЛЫ, с точки зрения группы. Если еще проще: для группы Божена - приживалка, человек, приглашенный "из милости" (люди, хорошо знающие российскую действительность, здесь ухмыльнутся; да-да, очень характерное отношение к женщине-одиночке: с одной стороны - для Кавказа, с другой - для русской деревни). И это, опять же, аспект, который Божена изо всех сил старается не замечать. Хотя из текста понятно: обидчик Божены вовсе не бродил по залу и не хватал за интимные места всех подряд дам, как это якобы "принято" для "сильно выпивших" в данной тусовке; нет. Вся история, наконец, предстает перед нами в истинном свете - БИТВЫ ЗА СТАТУС. По сути, Божене указывали не на некие "общепринятые" в данной тусовке правила; нет, ей указывали на правила, установленные ДЛЯ ТАКИХ, КАК ОНА. Что же делает Божена? Она понимает эти правила, и она ИГРАЕТ ПО НИМ: вы считаете, что за мной нет силы? Так я докажу, что сила у меня есть! И предъявляет аргументы: с одной стороны, электрошокер, с другой - милиция. Безусловно, это - отчаяние; понятно и ежу, что в той группе, к которой так жаждет принадлежать Божена, и то, и другое - смехотворно. Есть еще, правда, некие "бандиты", якобы готовые по заказу Божены найти и переломать ноги кому угодно. Во всяком случае, ими она постоянно грозится в своем ЖЖ. Бедная глупая девочка!.. Вообще-то всем нам надо бы быть благодарными Божене Рынска: фактически она у всех на глазах проводит так называемый "включенный эксперимент" по разоблачению "мира гламура", ежечасно рискуя, как мы видим, собственной попой и даже волей-неволей ее подставляя. Но результаты видны всем желающим: гламур и блестки сползают, обнажая стальной каркас: это мир силы, признающий только силу, иерархически выстроенный так, что индусы с их кшатриями и шудрами позавидовали бы. Одно смущает: и охота Божене тратить жизнь, доказывая то, что, в общем, всем и так понятно? Азия-с! Что сильно вверх, что глубоко вниз - целинные, непаханные болота азиатчины. Небольшие кусочки, вкрапления Европы - только посерединке. "Грустна наша Россия..." |
|
Обсудить в блоге автора |