Что происходит в Высшей школе экономики | |
13.08 19:56 | 1075
|
|
Из ВШЭ уволили нескольких высококлассных профессионалов. У этой истории много сторон, не все однозначные. Но одна из них – откровенно отвратительная. Лет десять назад, когда университет погнался за местами в рейтингах публикаций, всей профессуре было предложено выбирать между «двумя треками». Либо публиковаться и получать за это деньги (то есть продавать университету свою фамилию в публикациях), либо преподавать (ведь оставались студенты – нужно кого-то ставить в расписание занятий). Мне эта концепция сразу не понравилась, поскольку я уверен, что оптимально – совмещать то и другое. На деле же осмысленно совмещать оказалось крайне трудно: если ты идёшь первым путём, то публикационные обязательства слишком велики, чтобы всерьёз вовлекаться в преподавание, если вторым – то огромная преподавательская нагрузка лишает тебя возможности развивать исследовательские проекты. Была, впрочем, и вторая проблема – сразу возникло подозрение, что это ловушка в отношении тех, кто выбирает второй трек. Потому что публикации понятным образом монетизируются – они дают места в рейтингах, а места в рейтингах университеты продают государству как символ славы отечественной науки. А вот образование не особенно монетизируется – никакого калькулятора для измерения качества образования нет, а если у тебя в образовании олигополия, то твои студенты в любом случае будут востребованы на рынке труда. Поэтому я предположил, что университет возьмёт курс на сбрасывание инвестиций в преподавание как ненужного груза (разумеется, надо при этом следить, чтобы уровень не падал ниже определённой планки) и превращение в фабрику статей и отчётов для министерств. Так что я выбрал первый трек, хотя и люблю преподавать – и соответствующим образом распределил свои усилия. Но некоторые коллеги выбрали второй. Они стали преподавать очень много (честно говоря, я бы просто физически не смог потянуть даже половину этой нагрузки). Они стали совершенствоваться в деле образования – и добились самого главного, настоящей любви своих студентов. Это проявлялось в том, что их год за годом в голосованиях выбирали лучшими преподавателями, где бы они ни преподавали. Но даже больше того – пошла слава об их удивительном умении учить. Когда мне удалось поприсутствовать на их занятиях, я немедленно понял, что могу многому у них научиться в том, как держать горящие глаза аудитории, как добиваться понимания материала, как сделать полтора часа занятия по-настоящему прорывным опытом, как создавать новые форматы обучения и раскрывать в них новые возможности. Они стали блестящими профессионалами, делая для университета ровно то, чего он от них хотел. А потом им сказали, что они мало публикуются и предложили должности паспортистов. Это свинство. |
|
Обсудить в блоге автора |