Сотрудникам ЦРНО и всему сообществу НКО в Санкт-Петербурге
В связи с присвоением ЦРНО статуса «иностранного агента»
Коллеги!
Этим письмом хочу вас, по возможности, поддержать в тех бедах, что обрушились на вас в связи с присвоением Центру Развития Некоммерческих Организаций статуса «иностранного агента».
У меня нет никаких иллюзий про происходящее в стране, все понятно про накатывающий на нас на всех каток… Больно и обидно, что все повторяется опять…
Но всегда, когда вдруг это случается с близкими тебе людьми - становится еще горше.
ЦРНО – для меня чрезвычайно важный партнер, кроме того - с частью нынешних и бывших сотрудников ЦРНО я сотрудничаю и дружу уже более 20 лет. И я не могу не воспринимать ваши проблемы как наши общие.
Та адова работа, которую вы решили совершить по сохранению ЦРНО – чрезвычайно важна для нас для всех. Я убежден, что ЦРНО делает весьма важную для города работу по поддержке сообщества некоммерческих организаций, гражданского общества в целом.
И закрытие ЦРНО будет не только трагедией для конкретных людей (для меня, в том числе), но и будет иметь чрезвычайно печальные последствия для всего города.
Тем больнее мне было узнать, что все эти неприятности обрушились на вас при участии выпускника моей школы. Дело в том, что сотрудник Прокуратуры Куницкий М.П., принимавший непосредственное участие в присвоении вам статуса «иностранного агента», - учился в частной школе «Эпишкола» все 10 лет своей школьной жизни.
Прошу прощения!!!
Мне стыдно.
Анна Орлова говорит, что он не виноват. Мол, понятно, что это заказ системы, а Куницкий М.П. – только исполнил то, что его попросило сделать начальство.
Но, даже если это так – то за «нашкодившего подростка», который не осознавал, что делает и доставил людям кучу неприятностей, кому-то нужно извиняться.
Я участвовал в его воспитании 10 лет и не смог привить Макару понимание - «что такое хорошо и что такое плохо». Извините, пожалуйста.
Но.
Я не считаю правильным все списывать на систему. Всегда находятся конкретные исполнители. Помните, как у Е.Шварца в пьесе «Дракон»:
«Меня так учили...» Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?»
Оно, конечно, в репрессиях 1930-х годов виноват И.Сталин и коммунистическая партия в целом, но при этом были и те многочисленные конкретные, кто «стучал», и те многочисленные конкретные следователи, которые издевались над людьми в застенках и получали от этого удовольствие.
Всегда есть конкретные люди, которые могли, каждый в своей ситуации, сделать что-то по-иному.
Удобно делать «гадости» прячась за спиной «системы». Но я думаю, что в этих случаях страна должна знать своих «героев» в лицо. Может быть, если бы это было сделано после смерти Сталина, то не было бы такого явного возврата в прошлое сейчас.
Начнем с себя:
- Куницкий М.П. принимает участие в попытке закрытия ЦРНО на стороне Прокуратуры,
- Я – директор школы, которая, получается, готовила его к этому целых 10 лет.
Я не хочу снимать с Макара личной ответственности за происшедшее. Он уже большой мальчик. И это его выбор.
Но я чувствую себя виноватым - как перед всем сообществом НКО, так и перед Макаром лично. Виноватым за то, что мы в школе не смогли привить ему чувство радости от свободы – своей и других, и необходимости эту свободу отстаивать. Не помогли осознать важность гражданского общества для жизни страны. Макар с детства хотел быть юристом. И мы не предупредили его о том, какие времена начинаются, и как опасно для личности, для душевного согласия в эти времена оказаться сотрудником Прокураторы.
Примите, пожалуйста, мои извинения.
Михаил Эпштейн
|