Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова «гендер» и «феминизм» появляются в нашем лексиконе одновременно со словами «перестройка», «демократия», «плюрализм». На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства. Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов. Олеся Туркина и Виктор Мазин так определяют его авангардную роль этого периода в психоаналитической терминологии: «Во-первых, именно женская позиция — переходная в смысле сопротивления классификации, бюрократической стабилизации господского означающего фаллоса. Во-вторых, женская позиция как истеричная — это позиция вопрошания, позиция, задающаяся не только вопросом о себе, о своем поле, но и обращающаяся к господскому дискурсу: чего Ты от меня хочешь? Именно вопрос о желании Другого буквально оборачивается вопросом: кто мы такие».
На волне всеобщего интереса к гендерному искусству в начале 90-х складываются и начинают активно работать на базе университетских исследований организация «Идиома» в Москве и «Кибер-фемин-клуб» в Петербурге в центре искусств на Пушкинской, 10. Они становятся неформальными объединениями женщин-художниц и в отсутствие институциональной поддержки гендерного искусства разворачивают активную выставочную деятельность. В перспективе коллективных тематических выставок художниц и художников, их персональных проектов раскрываются рост гендерного самосознания, развитие образности и проблематики гендерного искусства. Вслед за деконструкцией советских мифологем женское искусство переходит к исследованию телесного опыта и традиционно женских социальных практик, рефлексии конструктов женственности общества потребления, женский взгляд предлагает особую оптику реалий неолиберализма.
Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории. Музейное пространство располагает к воссозданию фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией, создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства.
Выставка организована при участии Музейного центра РГГУ и АНО культуры "Творческая лаборатория ИНО".