В рамках исследования активности блогеров в российских регионах мы публикуем интервью с известным омским блогером, директором Агентства Региональных Исследований и интернет-продюсером Виктором Корбом.
BesTToday.ru: Виктор, как вы оцениваете уровень активности блогеров в Омске?
Виктор Корб: Ситуация двойственная. С одной стороны, именно блогеры составляют ядро гражданской активности в Омске. Но в целом, даже актив блогерского сообщества сторонится "политики".
В регионе есть эксперты по блогосфере и проводятся ли какие-то исследования на эту тему?
О регулярных и сколько-нибудь системных исследованиях этой темы в Омске я не слышал. Если не считать нескольких попыток строить рейтинги. Один из наиболее заметных продуктов этого формата – Рейтинг влиятельности блогеров Омска, который строится Агентством Региональных Исследований (АРИ) под моим руководством по оригинальной методике, учитывающей активность блогеров в различных социальных платформах.
И больше никого? А как же официальные структуры?
По моим данным, "официальные структуры" до сих пор не могут похвастаться даже более-менее надежным мониторингом блогосферы. Хотя на наиболее резонансные публикации изредка реагируют. Впрочем, уверен, в ближайшее время ситуация будет меняться, учитывая высокий темп роста активности и блогерско-журналистского сообщества.
На каких площадках активнее всего происходит интернет-активность (ЖЖ, ФБ, ВК, форумы, сайты, рассылки)?
Много активности в ВКонтакте – там собираются люди по самым разным интересам. Из интернет-СМИ могу выделить довольно популярные БК55, Омскпресс и СуперОмск. Есть ещё Омский форум – старейшая и наиболее массовая площадка сетевой активности, но, к сожалению, уже несколько лет практически полностью захваченная троллями. Омскмама – одно из наиболее активных потребительских сообществ. В ЖЖ-сообществах типа omsk и omsk1716 тоже много людей организуются. Есть ещё региональные сайты: Авангард, Город55, Омск Политический и тематические форумы: автомобильные, рыбацкие, фанатские и др.
Т.е. большую роль играют именно городские сайты, социальные сети все еще не могут их перебороть? А твиттер?
Нет, не так. Как раз в чистом виде "городских сайтов" в Омске нет уже много лет. Один из первых региональных порталов "Открытый Омск" перестал развиваться после 2001 года. Наиболее мощный портал "Город55" является по сути информационно-корпоративным проектом, на нем отсутствует сетевое сообщество. Информационные тренды поддерживаются несколькими интернет-СМИ, к сожалению, действующему преимущественно в русле "официальной политики", даже при критическом настрое.
Результат – абсолютная рыхлость, несвязанность виртуальной общности в Омске, наличие большого количества локальных узлов коммуникации и отсутствие общего информационного и коммуникационного пространства. Это весьма ярко проявилось при реализации проекта "Гражданин мэр": когда не слишком опытным организаторам не удалось быстро мобилизовать весьма мощный потенциал сети для решения конкретных политических задач (выдвижения "гражданского кандидата").
Твиттер развивается довольно бурно. Но в нем пока также доминируют рекреационные, тусовочные интересы.
Кто самые влиятельных блогеры в регионе?
АРИ составляло рейтинг влиятельности блогеров Омска. В первую очередь это Алексей Парфун, я, Игорь Федоров, Александр Жиров, Василий Мельниченко, Павел Акимов, Сергей Костарев, Елена Завьялова, Евгений Долганев, Сергей Сопко.
А как рассчитывался рейтинг?
Там в каждой публикации приведена полная формула расчета рейтинга и краткие комментарии. Если коротко, то он учитывает активность конкретного человека в разных наиболее популярных платформах, включая ЖЖ, Твиттер, Фейсбук и др.
Есть ли в регионе клуб блогеров или, может, были попытки его создать?
Есть неформальная инициатива "Омский Клуб Блогеров" (Корб, Кунгурцев, Завьялова, Ильина, Махмутов и др.), которая ориентируется на темы, связанные с развитием города, политикой, культурой. Есть еще более неформальное сообщество вокруг посла ЖЖ в Омске Алексея Парфуна, объединяющая, прежде всего, т.н. сетевую молодежь, с соответствующими интересами.
Какие общественно-политические темы вызывают наибольший отклик в блогосфере?
Права человека и произвол полиции и других правоохранительных органов. Идиотизм, коррупция и безответственность чиновников. Экология, ЖКХ, экономика.
Вы в самом деле ставите права человека на первое место в популярности?
Говорить о точном распределении проблем по местам можно лишь по результатам серьезных исследований. В рейтинге проблем "Омска Политического" первые места занимают "Клановость, несменяемость власти", "Коррупция" и "Произвол полиции". Такое поведение власти, очевидно, создает ситуацию массового нарушения прав практически во всех сферах жизни. Так что все вполне адекватно.
Какие интернет-кампании, начиная с 2009 года вы помните?
В 2012 году была кампания "Гражданин-мэр". Это наиболее резонансная инициированная и организованная мной кампания по проведению первых гражданских праймериз на муниципальных выборах. Она получила всероссийскую известность благодаря участию топ-блогера Ильи Варламова и известного политика и экономиста Владислава Иноземцева. До этого был Гражданский суд над Полежаевым – это 2011 год. В 2010 было много разных кампаний: "Заставим работать 149 статью!", "Город-Пень", "Полежаева – в отставку!". Собрания Свободных Граждан у нас вообще стабильно проходят вот уже с 2010 года. Это наиболее масштабная кампания. И по времени, и по вовлеченности граждан, и по разнообразию форм, и по смыслу. Цель кампании – это защита прав граждан на мирные собрания. Она была инициирована омскими активистами движения "Стратегия-31" в марте 2010 года, обеспечила заметное изменение в поведении власти и правоохранительных органов в Омской области и стала образцом для активистов в других регионах России.
Повлияли ли эти акции как-то на офлайн?
Почти все перечисленные кампании оказались успешными, с разной степенью эффективности. Прежде всего, потому что сочетались с организованной деятельностью офлайн – с опорой на актив "Омского Клуба", "Омской Гражданской Коалиции", правозащитников и независимых журналистов.
Какое влияние, в целом, активность блогосферы оказывает на оффлайн, в том числе на власть, бизнес?
Блогосфера является одним из важных факторов общественной жизни в Омске. На ее состояние и конкретные акции вынуждены обращать внимание и власть, и продвинутый бизнес. Но уровень влияния пока не слишком высок, прежде всего, ввиду маломощности и слабой организованности виртуального пространства, а также в связи с высокой сервильностью регионального медиарынка, в целом.
А вот типичный блогер вашего региона, кто он? Студент, офисный сотрудник?
В активе блогосферы доминируют представители медиасферы: журналисты, рекламисты, маркетологи, пиарщики, студенты, аспиранты, преподаватели. Средний возраст – 25-30, но в лидерах несколько персон и из группы сорока-пятидесятилетних.
И удаётся блогосфере подменить собой традиционные медиа-ресурсы и журналистику?
Активность блогосферы является важным фактором, влияющим на поставку актуальных инфоповодов в СМИ. Журналисты и медиа-специалисты являются лидерами блогосферы. Но полного смешения нет, относительно прозрачные границы между этими коммуникационными сегментами пока удерживаются.
Спасибо. |