Честность — категория неполитическая. В отличие от власти, которая сама по себе зачастую является основной целью политики. Никакая действующая власть не станет подвергать себя сколько-нибудь серьезному риску "честных выборов" исключительно по собственной воле, в отсутствие серьезных побудительных мотивов. В обществах с развитой политической системой функция "побуждения власти к честности" реализуется в рамках политической конкуренции. Если же такой конкуренции нет, эту функцию может взять на себя только гражданское общество — непосредственно.
Для меня митинг, состоявшийся 10 декабря на Болотной площади, является именно такой попыткой гражданского общества сообщить власти о своем неприятии результатов прошедших парламентских выборов. Напрямую. Без посредников в виде как парламентских партий, так и оппозиции — системной или нет.
На митинг вышли люди (включая, кстати, и работников многочисленных государственных компаний и учреждений) которые, как мне кажется, хотели сказать следующее: "Уважаемая власть! Многие из нас пришли сюда впервые, вполне осознанно и совершенно самостоятельно. Нам есть, что терять. Мы — за стабильность, поэтому мы более-менее спокойно воспринимали установленные тобой правила избирательной игры: запрет одномандатных округов, 7-процентный порог, всего семь зарегистрированных партий и прочая. Но нарушение тобой твоих же правил, а именно так мы воспринимаем сообщения о массовых фальсификациях и нарушении статистических закономерностей, — это перебор. Даже для нас, потому что мы — за перспективную стабильность, обеспечивающую прогресс. Поэтому будь добра, уважаемая власть, услышь нас, а еще лучше, давай поговорим, обсудим эту нашу стабильную перспективность!"
Власть что-то услышала, — в пользу этого свидетельствует хотя бы некоторые последние инициативы Дмитрия Медведева, изложенные в ежегодном послании. Но пока по-прежнему не хочет разговаривать: и митингующие для нее еще "пена", если не "провокаторы"; и Общественное телевидение проще провозгласить, нежели допустить нормальную общественную дискуссию в СМИ; и децентрализацию стоимостью 1 трлн. руб. в год (1,5—2% ВВП) регионам пообещать нетрудно — это при запланированных-то росте оборонных расходов и дефиците бюджета. Чище того, потенциально важнейшая политическая реформа, предложенная президентом, уже на следующий день оказывается в Думе в виде законопроектов, не прошедших ни общественного, ни — уверен — профессионального обсуждения. Но "быстро и рефлективно" почти никогда не означает "эффективно и надежно"!
Так что власть еще придется "разговорить". Думаю, ее внутренняя готовность к этому постоянно растет. И создание площадки для открытой дискуссии между обществом и властью о действительно важном, о реальной повестке дня — вот самый значительный, самый содержательный результат, к которому может прийти "Движение 10 декабря" (предлагаю именно так его назвать) в ближайшее время. В этой связи хочу заявить следующее...
|