tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Сюжет по теме
Авиакатастрофа в Карелии
Авиакатастрофа в Карелии
число просмотров число постов
"Очевидной" причиной авиакатастрофы под Петрозаводском вице-премьер Иванов назвал ошибку пилота
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7701 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10970 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6929 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5673 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6860 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
"Что-то меня от смерти отводило"
"Что-то меня от смерти отводило"
На прошлой неделе завершилось расследование обстоятельств катастрофы самолета Ту-134А, разбившегося в июне под Петрозаводском. Погибли 47 человек, выжили пятеро. Одна из них — Александра Каргополова, разговор с которой записал корреспондент "Огонька"

Как заявила комиссия МАК, причиной катастрофы под Петрозаводском стал человеческий фактор — ошибка командира воздушного судна, который при заходе на посадку "полностью доверился штурману, находившемуся в легкой степени алкогольного опьянения". Пассажирке чартерного рейса компании "Русэйр" Александре Каргополовой, севшей на борт "тушки" в столичном Домодедове, эти подробности ничего в жизни уже не добавят. Хотя жизнь, по ее собственному признанию, стала другой — вроде как притормозила в том самом злополучном дне, 20 июня, и никак не возвращается в нормальное русло.

— Александра, у вас была когда-нибудь аэрофобия до того, что с вами произошло?

— Полетов я никогда не боялась, очень часто летала. В Таиланд, где у меня друг живет, в Турцию, Египет, Киев... То есть для меня самолет был обычный транспорт. Хотя, с другой стороны, я всегда выбирала самолеты. Когда покупала билеты, то выбирала, какой компанией лететь и на какой именно машине. Да и тогда, в июне, я ведь брала билет специально в "Рослайн", потому что там не "тушки" идут в Петрозаводск, а хороший импортный самолет. О том, что произошла замена компании (на "Русэйр".— "О") и борта, пассажирам сообщили уже после регистрации, в посадочной зоне. По сути, нам поменяли в последний момент и перевозчика, и самолет. Если бы я знала об этом заранее, даже хотя бы за час до регистрации, я поехала бы на поезде. Дело в том, что я летала уже на "тушке", осталось ужаснейшее впечатление. Тогда, помню, летела в Киев — трясло так, что я впервые молилась богу. Вообще-то я не капризная, но даже здесь, в Москве, в такси не сяду, если мне подадут какую-нибудь убитую "пятерку" или "копейку". Однозначно не сяду — из-за того, что это моя безопасность. Поэтому был, конечно, шок: когда привезли к самолету, у меня просто ноги подкосились — нас ждала "тушка".

— Почему же вы сразу не отказались от полета, когда узнали, что полетите другим самолетом?

— Я же уже прошла регистрацию, кто мне вернет билет? К тому же меня встречали — родители выехали в аэропорт. Мама видела, как наш самолет падает. Даже боюсь представить ее состояние в тот момент. Так что подумала: ну, будет трясти, но долетим же. Не долетели... В моем билете было прописано место 11а, в "Рослайне" я его сама выбирала — оно у крыла, а мне очень нравится смотреть в иллюминатор и часть крыла видеть. Но когда поменяли самолет, рассаживались уже свободно. Я зашла одна из первых, выбрала место сразу за бизнес-классом, по левому ряду, у окошечка. Сидела одна, никто ко мне не подсел. Хотя, как я слышала, еще один человек, который выжил, имел место 11б. Если бы села по билету, мы должны были оказаться рядом.

— А место сыграло какую-то роль?

— А я только из-за этого и выжила. Ну, еще из-за того, что не пристегнулась. Во время падения, правда, пыталась это сделать, но не смогла — руки не слушались, не могла сообразить, что надо привстать и достать из-под себя часть ремня. И меня только это спасло. Когда самолет начал разваливаться, меня воздушным потоком будто высосало, вынесло из салона. Упала на землю — тоже удачно, ничего особо не сломала. Хотя другие, которых выбросило, не выжили. Самое страшное, что рядом сидели дети. Я сидела по левому ряду у окна, а в правом — мальчик и девочка. Когда падали, они не спали. И вот это меня теперь мучает: почему мне повезло, а не им? Я какой-то отрезок жизни прожила, у меня есть ребенок, дом построен. А у этих детей уже ничего не будет.

— Возвращаться к этому действительно трудно...

— Очень тяжело с этим справиться. Почему-то, когда я лежала в больнице, ко мне не подошел ни один психолог. Ни один специалист, чтобы как-то вот об этом поговорить, что-то загасить, направить. Я человек, который прежде всегда контролировал свою жизнь, все ее аспекты. А теперь любых случайностей боюсь. Даже лифтов боюсь, хожу пешком. И мучаюсь только одним вопросом: почему я выжила, а они нет?

— Когда стало понятно, что происходит что-то не так?

— Я спала весь полет, а потом в какой момент вдруг проснулась. Просто сознание включилось сразу, а в салоне была тишина. Какая-то была мертвая тишина. Люди, мне кажется, понимали, что происходит, но падали мы недолго, криков и шума не было. Потом машина стала разваливаться, кусками алюминия людей резало прямо в самолете, мне ногу тоже разрезало, а потом потоком воздуха затянуло в разлом и выбросило за борт. Со мной рядом упало еще чье-то тело, уже неживое. Потом меня вытащил Миша, у него дом рядом с местом, где мы упали, буквально в 100 метрах, он там оказался первым. Я крупнее его, он меня на руки просто не осилил бы поднять, так что доковыляла сама до его дома. Он и других вытаскивал после меня, до взрыва, пытался спасти. А потом взрыв, и к обломкам уже было не подойти. Я хотела звонить родителям, у меня был телефон. Но не могла ничего, даже включить его не смогла. Хотя была в сознании, пыталась даже Аню, жену Миши, как-то успокаивать. Миша говорит, что я не теряла сознание, но почему-то я помню не все.

— Что было потом?

— Потом меня в больницу отвезли, усыпили. В больнице месяц. Дальше Москва. Не могла спать. Закрываю глаза, а вижу все эти взрывы, шары огненные. Дальше началось хождение к следователю, чтобы он получил доказательства, что меня можно признать потерпевшей. Вы не представляете, что это такое. Это так унизительно, как будто в душу плюнули. Почему я должна кому-то что-то доказывать? Отношение как к скоту, а не к людям.

— Все это из-за компенсации? Какую в итоге помощь вы получили от государства и авиакомпании?

— Все это ужас сплошной. Тут я по-настоящему почувствовала себя не человеком, а просто единичкой в отчетности. Я уже говорила, ко мне не подходил ни один психолог. Ни из МЧС, хотя по бумажкам психологи оттуда на месте ЧП находились, ни в больнице. Там была какая-то девушка, но она уходила в отпуск — назначила снотворные на ночь, и все. Со мной никто не хотел поговорить о том, что случилось, а мне нужно было. Мне нужно было понять, что происходит, но никто ничего не объяснял. Хотелось совета — как дальше жить, но совета не было. Болело тело, болели кости. Но меня выедала изнутри другая боль — душевная. Нужна была поддержка, но до этого никому не было дела. Правда, мне быстро восстановили паспорт, но за ним я ездила в Кондопогу, потому что там прописана. Паспорт сделали за три дня, вот за это спасибо. А больше я никому, кроме родственников и друзей, оказалась не нужна. В Москве с Вадимом — моим адвокатом — ездили в страховую компанию, писали заявление. Нам пытались подсунуть бумагу о том, что мы не будем иметь претензии ни к авиакомпании "Рослайн", ни к "Русэйр". В разных бумагах были разные цифры — то я получаю компенсацию миллион рублей, то 600 тысяч. Ездили к страховщикам несколько раз — как побирались. Вы не представляете, как это унизительно — ездить и просить. И доказывать, что вот у меня такая-то категория травмы, что по ней положено столько-то...

— Но это, наверное, типовой сценарий — так просто положено?

— Я не знаю, как положено. Точнее, знаю, что все это отвратительно. Тем более после того, как случилась новая трагедия — с ярославским "Локомотивом". Вот я читаю новостные сообщения, блоги, и везде написано: государство выплатит до 5 миллионов за жертву. А мы не люди? Те дети, которые под Петрозаводском погибли? Моя знакомая по несчастью, Аня, которая потеряла там всю семью? Чем мы отличаемся от тех же мальчиков-хоккеистов? Мне их очень жаль. Я прекрасно понимаю трагедию, я на себе эту трагедию пережила. Мои родственники эту трагедию пережили, да. Но с точки зрения государства, чем мы отличаемся? Ответ лежит на поверхности: мы — серая масса, те самые статистические единички. Это о "Локомотиве" помнят и заливают горе деньгами, а о людях, которые погибли 20 июня в "тушке" под Петрозаводском, забыли уже 27-го числа, посмотрите в интернете. Все мы, и погибшие, и выжившие, пошумели всего шесть дней. Дальше — забвение, вчерашняя новость.

— Изменилось ли отношение к вам после катастрофы?

— В моей семье все восприняли должным образом, как оно есть: это чудо, что я жива. Но многих знакомых занимает другое: не то, как ты себя чувствуешь, а получила ли компенсацию и сколько дали. Недавно разговаривала с Мишей Осиповым, который меня из-под обломков вытащил, так он просто в шоке — его сосед попрекает теперь: "Не надоело ли тебе за медалями бегать?" Я не понимаю этой реакции людей. Вот просто подойти к человеку, который герой, который не жалел себя, мог погибнуть, вытаскивая пострадавших, и такое сказать... Я уже говорила про "Локомотив", да? Так вот реакция государства — из той же серии, что и Мишин сосед. Потому что нет ни душевности в отношении к людям, ни даже простого равенства. Мы разделены на классы. Те ребята, что разбились в Ярославле, они, выходит, выше классом. Почему? Скажите, почему они выше, чем те дети, которые разбились со мной?

— У вас самой есть ответ на этот вопрос?

— Нет, но я знаю, что всем нам надо делать: добиваться справедливости. Не для себя — я уже отработанный материал. Но я хочу, чтобы эта справедливость была в будущем. Чтобы мой ребенок, когда вырастет, чтобы он мог надеяться на то, что будет все хорошо, да. Даже если вот что-то случится — что он не один. Понимаете? Это очень важно. Мы даже не стараемся идти к европейским стандартам. Стандартам признания в человеке личности. Много проблем в государстве, я все прекрасно понимаю, но главное все же — люди. А у нас часто к людям отношение, как к не слишком полезным ископаемым.

— Вы это так остро ощущаете?

— Да, остро. Ведь почему тема авиакатастроф по-прежнему на плаву? Уверена, это связано в первую очередь не с тем, что тогда, в июне, под Петрозаводском упала "тушка", а с тем, что сосем недавно упал Як и разбился "Локомотив". Государство понимает, что болельщики "Локомотива" — это не горстка родственников, а огромная масса людей, в минуту горя особенно чувствительных к любому знаку невнимания или небрежения к погибшим кумирам. Поэтому делается все, чтобы эту чувствительность не задеть. Потому что это катастрофа с большим общественным резонансом. Вот если бы в Ярославле разбились обычные туристы или рядовые пассажиры, то ровно через семь дней о них бы забыли, как забыли о нас,— до следующей катастрофы, до какого-нибудь переворота в Турции или в Тунисе.
Далее

Такой хоккейн нам не нужен
  
Такой хоккейн нам не нужен Во время матча между соперниками произошла массовая драка. Только вместо обычного для таких историй пятиминутного штрафа, некоторые игроки получили заключение в СИЗО
 
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Александровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012