Если вдруг вы давно не бывали в московском метро, имейте в виду — вход в метро сейчас осуществляется так. Сквозь турникеты, прикладывая проездной к пластиковому окошку, покорно идут обыватели — а рядом бурлит энергия молодости: бодрые юноши (реже девушки) перепрыгивают через заграждения, пристраиваются в спину людям с билетами, пробегают сквозь барьеры так, что те клацают уже за спиной. Веселые эти прыгуны вовсе не выглядят так, будто у них не хватает на билет, — просто платить западло, а прыгать прикольно. И это (если вдруг вы давно не бывали в метро) не единичные случаи — а вполне общепринятая практика.
Именно поэтому все, что пишется и говорится про беспорядки в Лондоне, кажется мне чудовищной ерундой.
Беспорядки эти принято объяснять крахом идеи мультикультурализма (говоря проще — сами виноваты, надо было гнать всех понаехавших); особенно мило, когда эти упреки раздаются из России — будто у нас есть другой, более удачный принцип сосуществования разных наций. Или вот еще говорят, что это последствия экономического кризиса, в результате которого бедствует лондонская молодежь, — ну то есть предполагается, что где-нибудь в Чите кризиса нет и молодежь живет припеваючи, а вот лондонцев допекло. А еще есть мнение, что это сугубо лондонские проблемы, а у нас такого нет и быть не может, — но чтобы убедиться в обратном, достаточно постоять несколько минут у входа в метро.
Лондонские беспорядки — едва ли не первые в современной Европе массовые выступления, целью которых не является протест против чего-либо, выражение собственного мнения или желание восстановить справедливость (хотя повод как раз из этой серии — менты-козлы на ровном месте застрелили пацана). Единственный смысл этой акции — подтырить, что плохо лежит, развести, нагреть, обуть и кинуть, нагадить напоследок и съе…аться прочь. Здесь действовали не этнические банды (толпы погромщиков, так же как и люди, вышедшие защищать свои кварталы, выглядели вполне многонациональными) — и не группировки городской бедноты: это были люди, чьи претензии к окружающему миру исчерпываются универсальным слоганом «А чо они», — а жгут магазины они не во имя чего-то, а просто потому что прикольно.
Под заголовком Breaking News мировые телеканалы показывали обычных юношей в курточках с капюшоном, которые, немного покопавшись в мусоре, показывале камере голый зад — потому что это тоже прикольно.
Причин того, почему маргинально-гопническое отношение к миру вдруг овладело широкими массами, может быть множество: допустим, кризис традиционной религии и упадок социалистической идеи — которые разными путями приходили к тому, что труд является добродетелью, ценностью, основанием для получения прав и благ. А еще, может, дело не в кризисе, а, наоборот, в затянувшейся эпохе экономического процветания — когда множество прав и благ достаются людям просто так, за красивые глаза (и ноги), по факту наличия прокурорской корочки или потому, что бабушка оставила в наследство квартиру в Замоскворечье, — а людям без бабушки, корочки и ног ведь тоже хочется. Новое гопничество возникает там, где можно жить на пособие, тырить еду в супермаркетах, ходить на концерты по вписке, качать фильмы в торрентах, перепрыгивать через турникет — и тебе за это ничего не будет. И вдруг оказывается, что уже пол-Европы считает, что платить западло, а работать не круто — но жить, как завещал певец Меладзе, нужно непременно хорошо. Потому что а чо они.
Иллюстрация: Юлия Якушова
Беспорядки в Англии — это бунт, у которого нет цели, если не считать таковой продажу краденых айфонов на интернет-аукционах