tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Сюжет по теме
Никита Бесогон
Никита Бесогон
число просмотров число постов
Возобновились протесты граждан в Малом Козихинском переулке, где Никита Михалков пытается построить свою фешенебельную гостиницу
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7701 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10970 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6929 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5671 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6859 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
Никита Михалков: "А прав я потому, что занят своим делом"
Никита Михалков: "А прав я потому, что занят своим делом"

На следующей неделе выходит «Цитадель» — вторая часть «Утомленных солнцем-2», продолжение страшно обруганного критиками и провалившегося в прокате «Предстояния». «Афиша» спросила у Никиты Михалкова, чего он ждет, во что верит и о чем жалеет перед решающим боем.

— Вам сейчас предстоит смертельный трюк — надо выпускать продолжение фильма, с которым известно, что было. Вы не жалеете, что вообще ввязались в эту историю с дилогией?

— Нет. Была ошибка, точнее, стратегическая неточность... Ну, или все-таки ошибка — что расстояние между частями оказалось такое длинное. Но мы вынуждены были: вторая картина не была смонтирована, а мы должны были выпускать первую — так было написано в договорах с нашими инвесторами. Задержать ее еще на год мы не могли.

— Как вы думаете, что будет? Вы сами чего ждете?
— Вторая часть сама по себе настолько иная... «Предстояние» — разрозненные новеллы, три года, переброски во времени туда-сюда, «Цитадель» же — предельно линейная, восемь дней 1943 года. Если первая часть целиком построена на метафизике разрушения и там все пружины только взводятся, во второй они раскручиваются, причем довольно стремительно...

— Главный сюрприз, связанный с «Предстоянием» — его обсуждали больше, чем смотрели. То есть возмущенные крики, да, но в массе — скорее отсутствие интереса.
— Это не так. У разных слоев было по-разному.  Я в свое время был уверен, что фильм «12» окажется вне поля зрения молодых, а в итоге как раз молодые его замечательно смотрели. И я был уверен, что уж новая картина точно их возьмет — там и масштаб, и истории людей... И — можно меня любить, можно не любить, — но такой войны не было никогда в нашем кино.

— Это факт.
— Я честно скажу... После «12» сколько прошло, четыре года, три? Меня потрясла деформация зрителя, случившаяся за это время. За это время наше кино отучило зрителя хотеть смотреть наше кино. И это, мягко говоря, катастрофическое положение. Конечно, определенную работу сделали наши с вами друзья и коллеги. Смешно, конечно, когда русские кинокритики, узнав, что картина не получила в Каннах приз, обмениваются восклицанием: «Ура, мы сделали это». Но я и к этому отношусь в достаточной степени легко. По простой причине — я знаю цену картине. Не потому что я чокнутый, а потому что если люди 8 лет работают и не хотят заканчивать съемки, поскольку для них это радость — это не может пройти просто так. Бывает, конечно, когда в маразме находящийся режиссер, и группа вся тоже в маразме...

— Коллективный маразм, то есть.
— Коллективный маразм, да. Но тогда люди должны быть примерно одинакового возраста. А когда в кадре ребята, которым по 23 года, оператору — 40...

— И все-таки — что случилось, вы сами как думаете? Может быть, не знаю, война — слишком больная точка для страны, а вы зашли на нее под странным для большинства углом...
— Она ею перестала быть, вот что страшно. Будь она болезненной точкой, меня громили бы за другое. Я готов был услышать, что я предатель, что это фильм, разрушающий сознание,  —  что угодно. Но то, что я услышал... Безнаказанность блогосферы — то как она культивирует анонимное самовыражение за счет другого, это очень опасная штука. Это как человек с сорокового ряда, кидающий пустой бутылкой на футбольное поле. Самоутверждение и доблесть, заключающаяся в разрушении, а не в созидании. Это поразительное олицетворение и пример потери национального иммунитета. Сегодня, наступи, не дай господь, 22 июня 1941 года, — первого июля все было бы кончено. Все.

— А вам не кажется, что это просто на сороковой ряд поставили микрофон, и вы услышали новые для себя голоса? Или вы считаете, люди поменялись?
— У меня когда-то была идея: снять на пленку советские доски почета — в деревне, в городе, передовики, знатные дояры, трактористы, политбюро. А потом точно так же  — лица каторжан конца XIX века, в кандалах. И удивительная вещь — у каторжан глаза светятся. То есть вот убийца, но который понимает, что он преступил те божеские законы, по которым живет нация. А на досках почета — задрюченные лица несчастных людей. Они верят в партию, они прекрасные специалисты, первопроходцы, они делают дело, а света в глазах нет. На чем все держалось после революции? Сперва на энтузиазме, потом на страхе, потом на чудовищных трагедиях войны, которые консолидировали общество, потом на инерции от этой консолидации — когда в политбюро и в шахте оказывались люди из соседних окопов. До революции страна аукалась Евангелием, потом войной. Но это прошло, страх вынули — и ничего взамен не дали. В чем страшная трагедия и преступление Ельцина — они сделали народу революцию сверху, забыв о эволюции снизу. Они бросили его, и пошли делить кабинеты. Вот, что мы сейчас хлебаем. А потом ты спрашиваешь, что случилось с «Предстоянием».

— Но вы к происходящему лично с вами философски относитесь, кажется.
— Абсолютно. А как иначе? Бубубу, артисты плохо играют — а сами смотрят «Яйца судьбы». О чем тут разговаривать? Я когда получал орден, я прочел стихи отца...

— Да, я даже не знал, что у него такие были.
— Я сам не знал, я в архиве их нашел, это 47-й, ему 31 год был, младше моих детей. И он пишет — вот это. Я тогда подумал: «Господи». Мне Володя Хотиненко, готовясь к «Достоевскому» подарил критику Достоевского. Ребята, чего мне суетиться, когда про Федора Михайловича такое писали — снисходительно-оскорбительное, только что без мата. Что исписался, что несчастный, слабый, заискивающий, мечтающий о славе. Так что у меня закалка нормальная. Недруги ее понимают как фанаберию, барство... А это не фанаберия и не барство. Это осознание того, сколько людей работало со мной. И как мы работали. И сколько туда вложено – любви, страсти. Сколько настоящего. Эти зимние сцены, когда мы спускались в окопы, одетые так, как люди были одеты тогда. Единственная поблажка — мы наклеивали на почки эти разогревающие китайские пакеты, а то воспаление хватануть можно было. Я десятикилометровые кроссы перед съемками бегал в том же обмундировании, в котором потом снимался, и не из пижонства — просто так надо, это работа, серьезная работа. Так что я спокоен. Мне, конечно, горько за Надю, хотя она тоже уже поднаторела. За других артистов которые работали, и для которых это оскорбление и непонимание их труда.

— Артистам, справедливости ради, все-таки меньше досталось.
— Когда ты прав и искренен, ты все можешь сказать в лицо. А тут — ни один человек не вышел со мной в прямой эфир. С Гордоном была история: люди приехали на телевидение, узнали что я там развернулись и уехали. Я пришел на разговор, что вы мне можете инкриминировать? Бубубу, 35 миллионов денег налогоплательщиков... Вранье!  От государства мы получили на первую картину миллион и на вторую миллион — ровно так же, как получают  другие картины Бубубу, а почему ему дали? Да потому что те, кто мне дают, знают, что у меня деньги к рукам не прилипнут, что я их не пилю. Может это трудно понять — но мне интересно зарабатывать непосредственной профессией. Купить костюмы настоящие немецкие на «Барандове». Чтобы из четырех тыщ массовки на мосту любого можно было взять крупным планом, и он был одет ровно так, как в 41-м. Вот это — сливочное масло. Это интересно. Как могут простить это те, кто точно представляет себе, сколько можно отпилить от 35 миллионов, пока снимаешь картину? Шукшин сказал гениально: счастье когда смелый прав. Я считаю себя счастливым человеком. Потому, что я прав. А прав я потому, что занят своим делом. И я говорю то, что я думаю — любому. Что бы не рассказывали, как я кому-то из правительства жопу лижу. Это смешно, я даже членом партии не был. Я на себя написал донос левой рукой, чтоб в партию не вступать.

— Это известная история — а, кстати, что вы написали?
— Ну, я долго думал, что написать, чтоб не посадили: грань-то тонкая... Написал в итоге, что склонен к алкогольному возлиянию, несдержан в разговоре. Что по женской линии...

— Ну, то есть, по сути, лестные вещи.
— Ну, по сути — то, за что секретарь парткома должен был уважать и завидовать, но вместе с тем... Я хоть одну картину снял для руководства? И сейчас, когда начинают — Путин-Путин. Вы судите по тому, что я делаю. А если я дружу с человеком, так это мое личное дело. Я никогда ни о чем его для себя не попросил. Никогда.

— Действительно, может он просто человек приятный.
— Он вот такой (показывает большой палец). Я не знаю, что там и где, но как личность он вызывает у меня уважение.

— А зачем вам вся эта история «Бесогон-ТВ»?
— Две причины. Появилось пятнадцать или даже больше блогов от моего имени. Обо мне можно писать все что угодно, но когда вы от моего имени несете чушь, у меня остается один путь — выходить вот так. Вот это я, усы мои настоящие, я их не наклеил. Чтоб человек, которого запутали мог придти и получить ответы, посмотреть, что я на самом деле говорю. И это разоблачение, пусть оно будет идти гомеопатическим путем, но оно будет идти. Пять-семь-десять минут в неделю хотя бы. А с другой стороны, я подумал — за первые шесть дней на мой видеоблог зашло в районе шестисот тысяч человек...

— Ну, то есть есть вы ощутили, какой это ресурс.

— А раз зашли — хотите разговаривать, давайте!  И потом какая возможность показать как снимается кино. Другое дело, там заходят девочки и мальчики, которым мама запрещает заходить, потому что в комментариях черт знает что написано. Но мы придумаем способ как-то людям объяснить: ребята, мне эти дети важнее, чем вы.

— Если к фильму вернуться, вот вы говорите, вторая картина другая...
— Так в этом и фишка, как говорится. Они должны сейчас собраться в цельное произведение, а полность, окончательно вся сага раскроется в сериале — 13 серий, это вообще самое интересное, мне кажется. Почему сейчас серьезные режиссеры уходят на телевидение? Вот Скорсезе ушел. Там режиссер не должен постоянно жить в системе экшн, требующей бесконечных монтажных склеек. Там можно развернуть историю. Что мне дорого в нашем сериале, это как-раз ощущение саги. Там столько всего, целые новые линии, эпизоды. Там есть огромная сцена, почти серия, когда Надя тащит двух раненных, зимой в пургу ночью — кошмар еще наши технологии, у нас пургу делают цементом из под ветродуя, Надя надышалась этого цемента. И вот она притаскивает двух — падает без сил, и медсестра, ей Рима Маркова играет, говорит : «Наш-то помер, а немчик твой живой". И она понимает, что тащила немца».

— Ну, телевидение вообще интересная штука, романная драматургия, масса возможностей — и усидчивость у зрителя выше, чем в кино.
— Вот я хочу так «Грибоедова» сделать. В телевизионном формате, но не на коленке — каждая серия должна стать полноценным фильмом. У нас гениальный сценарий — «Жизнь и смерть Александра Грибоедова».  Флэшбэки в юность, время дуэли с Якубовичем, когда он еще молод, первая командировка в Персию, вторая, и третья, из которой он уже не возвращается. Мы в архивах четыре года сидели. В частности, нарыли документы которые доказывают, что граф Нессельроде, канцлер Российской империи был английским резидентом. Фантастическая история — и вот это можно и нужно делать для телевидения. И из этого можно сделать два больших фильма. Потом.

Далее

Такой хоккейн нам не нужен
  
Такой хоккейн нам не нужен Во время матча между соперниками произошла массовая драка. Только вместо обычного для таких историй пятиминутного штрафа, некоторые игроки получили заключение в СИЗО
 
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Александровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012