tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Сюжет по теме
Война с "Войной"
Война с "Войной"
число просмотров число постов
Закрыты уголовные дела против активистов арт-группы "Война". Однако Центр "Э" всё равно пытается их арестовать
 
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7702 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10970 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6929 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5673 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6860 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
Почему пропал Фальковский
Почему пропал Фальковский
Недавно мы все узнали из колонки Андрея Ерофеева в «АртХронике», что к нашему другу, московскому художнику Илье Фальковскому, вломились в мастерскую какие-то непредставившиеся сотрудники неизвестного ведомства. Мастерской у него больше нет, а сам он после этого исчез.

Это произошло в середине января. История в прессу не попала, но информация, как водится, растеклась.

За Фальковским следили, за ним была «наружка» — это слово больше не кажется чем-то, что происходит только в шпионских романах. Его поймали на улице вместе с еще одним художником, после чего затащили в мастерскую. Фээсбэшники, «эшники», опера без всякого ордера и документов обыскали мастерскую, а самого Илью несколько часов подряд прессовали. Виды угроз всё те же — что нашлют фашиков и те здесь всё переломают и сожгут, что подбросят оружие или наркотики и посадят на сакраментальные семь лет. Сторона нападения утверждала, что он не художник, а экстремист и китайский шпион (Илья часто бывает в Китае), и требовала подписать бумагу о сотрудничестве.

Рассказывают, что перед тем, как мастерскую опечатали, в дверях появился главный знаток творчества группы «ПГ». Он сообщил, что ему совсем не нравится клип «Вампир» и лайтбокс про негров. Высокопоставленный поклонник также заявил о намерении посещать впредь все выставки группы, и вообще сказал, что хочет часто встречаться и дружить, пообещав новую встречу дня через два.

Оставшиеся ценители, которые в это время занимались незаконным коллекционированием арт-объектов производства группы «ПГ», посоветовали художникам сменить тематику творчества на восхваление героев Чечни и Афгана.

Хозяева дома в Лебяжьем переулке, где располагались мастерские «ПГ», Литичевского и Острецова, перепугались и разорвали отношения на всякий случай и с остальными художниками — правами на помещение те не владели.

Фальковский не стал общаться с прессой, а попросту уехал из страны.

Но это еще не вся история.

Говорят, что во время «беседы», которую проводили анонимные работники органов, в списке прегрешений Фальковского против священного режима назывались «связи с антифашистами» и то, что он был одним из участников кампании в поддержку арестованных Николаева и Воротникова. Кроме того, Илье сообщили, когда именно арестованных освободят — мол, трех месяцев для начала хватит.

Эти два факта дают нам невероятную картину, скажем так, тотального контроля кураторов из ФСБ над происходящим в искусстве.

Возникает вопрос: чего стоит общественная поддержка, все усилия адвокатов, подписи Сокурова, Гельмана, Боровского под письмом в суд, обращения других очень серьезных людей и тысяч выступавших против заключения Олега и Лени под стражу, если решение о том, чтобы их выпустить, было принято не в суде, а на Лубянке? Ничего не стоит. Если кто-то думал, что их освободили потому, что суд признал доводы защиты более серьезными, чем доводы обвинения, —видимо, пришло время расстаться с этой иллюзией. Нам сообщают: «Когда захотим, тогда и освободим, а захотим — снова посадим».

За последние полгода произошла практически полная консолидация арт-сообщества, правозащитников, молодежных движений и интеллигенции по вопросу о том, поддерживать или не поддерживать радикальных художников. В этом, на мой взгляд, единственная польза от чудовищной и неконституционной отсидки Николаева и Воротникова. Так что гостей теперь ждут все. Ждут экологи, антифа, ждут правозащитники, ждут анархисты, ждут лимоновцы, ждут поэты-сатирики, ждут рок-музыканты, ждут издатели и владельцы книжных магазинов, ждут галерейщики и кураторы, ждут блогеры, журналисты, телеканалы и журналы, ждут булочники, краеведы и владельцы аквариумных рыбок.

Очевидно, пришли именно к Фальковскому потому, что он сам протестный художник и не мог не привлечь внимание органов. Но какого рода этот протест и угрожает ли он обществу?

Творчество группы «ПГ» давно и хорошо известно всей московской публике, хоть мало-мальски связанной с потреблением какой-либо интеллектуальной продукции. Относились к нему всегда довольно спокойно — это всего лишь картинки и ролики, лайт-боксы и видео, как правило сделанные с большим юмором (Фальковского и Каталкина даже упрекали в недостаточной протестности и слишком большой доле условности, недостаточном радикализме).

Нужно признать, что по сути это обычное городское искусство. В Америке и Европе такого искусства тонны — его включают в свои курсы преподаватели университетов, о нем пишет пресса. Чтобы его делать, не нужно нарушать уголовный кодекс и вступать в прямое противодействие власти. Нужны всего лишь талант, мастерская и немного убеждений.

Однако из этой точки, то есть из России 2011 года, старые и хорошо известные работы группы «ПГ», над которыми мы посмеивались еще несколько лет назад, кажутся невероятно смелыми: картинка «Призиденты-пиздаболы»; работа «Это конец», где наци-скины режут негров только потому, что и те и другие шли по одной улице; ролик «Новости», в котором китайцы завоевывают Россию; музыкальный клип «Вампир» — инсценировка художниками стрельбы по кортежу президента — все это сейчас уже немыслимо.

Если раньше власть спокойно проходила мимо подросткового, по сути, анархистского искусства, то сейчас она высылает карательный отряд, чтобы разобраться с каждым, кто нарисует пизду или хуй. Власть хочет каждого такого рисовальщика запугать, заставить сотрудничать, дожать, сломать, завербовать.

Власть крайне озабочена воспитательными мерами в отношении протестного искусства, общества и особенно в отношении молодежных организаций любой направленности.

Но до какой степени может дойти эта навязчивая забота?

В связи с разгромом мастерской Фальковского нельзя не вспомнить одну из самых страшных вех андеграундного искусства XX века — смерть питерского художника-нонконформиста Евгения Рухина. Он в 1976 году сгорел в своей мастерской при пожаре, устроенном КГБ, как считают все, кто застал те времена. А времена были жуткие — разгром выставок, в том числе «бульдозерной выставки», в организации которой Рухин принимал участие; постоянная слежка за художниками; постоянные допросы в КГБ; давление с целью заставить их отречься от всех художественных методов, кроме соцреалистического; шесть лет лагерей Юла Рыбакова за надпись о душе на стенах Петропавловской крепости… Всего не перечислишь.

Считается, что сейчас времена «вегетарианские». Я только не понимаю, чем те времена отличаются от нынешних.

Недавние репрессии в отношении тысяч антифашистов после Химок, причем с пытками, постоянная слежка за группой Война, недавнее нападение «эшников» на Козу, Вора и Леню на улице, а всего несколько лет назад — поджог «Фаланстера» и избиение независимого тогда галериста Гельмана (не так уж давно это было, чтобы напрочь об этом забыть). Разве все это не укладывается в точно такую же цепь событий?

Не возвращайся: здесь опять гэбня
И пародируется застой, —


писала Елена Фанайлова в книге «Русская версия».

Визит органов опеки современного искусства к Фальковскому — сигнал обществу о сужении безопасного поля высказывания и выражения гражданской позиции. Раньше, до разгрома его мастерской, чтобы получить неприятности от людей в черном, нужно было вступить с государством в открытый конфликт. Теперь достаточно твоего собственного творчества и поддержки тех, кто сидит в тюрьме.

Как-то это уже не по-вегетариански.​
Далее

Такой хоккейн нам не нужен
  
Такой хоккейн нам не нужен Во время матча между соперниками произошла массовая драка. Только вместо обычного для таких историй пятиминутного штрафа, некоторые игроки получили заключение в СИЗО
 
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Александровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012