Госдеп дозрел до запуска блога по-русски. В целом, американские дипломаты вполне задают мировой тренд — не только реклама и маркетинг, но и пропаганда теперь заинтересовалась блогами. Проблема лишь в том, что действенность влияния интернет-пропаганды сильно преувеличена.
Госдепартамент США намерен запустить Twitter на русском языке, сообщила во вторник глава американского дипломатического ведомства Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), выступая перед студентами университета Джорджа Вашингтона.
«На прошлой неделе, как вы знаете, мы запустили Twitter-каналы на арабском и фарси, добавив их к французскому и испанскому, и мы начнем аналогичные проекты на китайском, русском языках, а также на хинди», - заявил госекретарь, рассказывая о реализации программы «Гражданское общество 2.0».
В своей речи, посвященной проблемам Интернета и его места в обществе и в мире под названием «О плюсах и минусах Интернета: выборы и вызовы в мире сети», Клинтон рассказала, что Интернет — пространство свободы. «Взятая вместе свобода самовыражения, собраний он-лайн представляет собой свободу поддерживать связь друг с другом», - напомнила она.
Клинтон упомянула, что в России интернет помог людям во время летних лесных пожаров договориться и организовать отряды добровольцев для их тушения. Госсекретарь пояснила, что посредством блогов Госдеп стремится напрямую общаться с гражданами разных стран. 14 февраля Госдепартамент запустил микроблог на фарси и в первых же сообщениях содержались обвинения в адрес иранских властей, разгоняющих митинги населения.
Инициативе американского Госдепа уже несколько лет. Начала работу в этом направлении еще знаменитая Карен Хьюз (Karen Hughes) в администрации Джорджа Буша-младшего — в должности замгоссекретаря по публичной дипломатии. Во время второго президентского срока Буша на нее была возложена задача по улучшению имиджа США за границей, прежде всего в арабских странах (запомнилась в своей должности провальным арабским турне в 2005 году). Каковая программа была полностью провалена, в том числе и в части какой-либо работы в блогосфере. В ноябре 2006 года была сформирована «Команда по цифровым внешним контактам» (Digital Outreach Team, сокращенно DOT) из нескольких человек, целью которых было ходить в чаты, на популярные интернет-сайты и в ряде случаев в блоги и говорить об американской политике, исправлять очевидные «ошибки» и давать ссылки на документы. Сотрудники пишут несколько десятков комментариев на 25-30 сайтах каждую неделю.
Однако Соединенные Штаты в лице Госдепартамента не охладели к идее продвижения идей через блоги. При преемниках Хьюз (в администрации Буша — Джеймс Глассман (James K. Glassman), при Обаме — Юдифь МакХэйл (Judith McHale)) идея «войны идей» в глобальной сети не покинула умы госдеповских чиновников.
В теории Твиттер-аккаунт американского внешнеполитического ведомства вряд ли получится сильно актуальным, но направление в сторону русскоязычной интернет-пропаганды интересно. Во-первых, тем сотням тысяч россиян, которые нет-нет, да подумывают покинуть страну. Дополнительные каналы информации для них — лишний толчок к отъезду. Во-вторых, российским чиновникам, ответственным за дипломатию и контрпропаганду. Новый вызов требует новых решений от них. Ответный ход от российских ведомств последует, вопрос только — когда? За новинками в МИДе не гонятся: Россия едва ли не последней из европейских стран начала эвакуировать своих граждан из Египта, велика вероятность, что и снимет запреты МИД одним из последних. С Твиттером и прочими соцсетями, надо полагать, там тоже пока обождут.
Интересная американская забава от Госдепа и многочисленным сотрудникам медиа-сферы. При дружелюбном контенте русскоязычные блоги Госдепартамента вполне можно будет использовать на манер рассылки пресс-релизов. Это аргументы, стало быть в пользу затеи заводить пропагандистские блоги.
История, несомненно, находится в тренде. В мировой прессе широко рекламировалась «Twitter-революция в Иране», активно использовались социальные сети и в ходе недавних тунисских и египетских событий. Посему и для пропаганды — в том числе трансграничной — интернет-пространство становится все более востребованным. Классическая пропаганда времен «холодной войны» пользовалась многочисленными новинками своего времени — от «враждебных голосов» на радио до экспорта представлений о преимуществе того или иного образа жизни через прямую коммуникацию. В этом смысле выход пропаганды в Интернет-пространство состоялся довольно поздно.
Впрочем, Россия пока в сеть не торопится. У нашей страны имеется иновещание: телеканал Russia Today, радио «Голос России», РИА «Новости» делают англоязычный проект Russia Profile. RT вещает на английском, арабском и испанском, в перспективе ожидаются и иные языки вещания. На сайте телекомпании имеются англоязычные и сипаноязычные блоги. Англозыяная версия Twitter имеется у российского президента Дмитрия Медведева. В остальном мировая блогосфера лишена каналов доставки российской пропаганды. При этом для внутреннего употребления чиновники довольно активно интернетизировались, завели блоги и научились их использовать в разных ситуациях (см. Блог Всемогущий). В перспективе в Минэкономразвития обещают их обучить иностранным языкам к 2020 году, тогда всему госаппарату будут открыты пути
Проблема интернет-пропаганды заключается в том, что действенность ее (как и действенность классической пропаганды, но в еще большей степени) сложно оценить. Во-первых, неясно, способствует интернет-активность повышению оффлайн-активности. В маркентинге можно увидеть рост продаж, а вот купили или не купили Вашу идеологию, узнаешь (если узнаешь) через годы. Не исключено, что имеет место обратный или нулевой эффект — выплеск недовольства в интернете становится самодостаточным компенсаторным механизмом. Отчасти эту проблему признает и Клинтон, когда говорит «чтобы быть быть по настоящему важными, интернет-свободы должны превращаться в гражданскую активность в реальном мире».
Здесь опять-таки стоит помянуть Карен Хьюз: вся ее кипучая деятельность по изменению отношения арабов к Америке разбилась о глобальные политические тренды. К власти в секторе Газа пришло движение ХАМАС, военные проиграли референдум в Турции исламистам, Египет опасно близко стоит от черты, за которой у власти будут «Братья мусульмане». А исламисты традиционно к США относятся резко отрицательно. Ограничения у пропаганды есть, есть и специфика. Интернет-коммуникации — не исключение. |