Частные военные компании появились в России еще в 90-х. Они защищают заказчиков от сомалийских пиратов, разминируют объекты на Ближнем Востоке и даже воюют в Сирии, но до сих пор не легализованы в России. При этом постоянные публикации СМИ о действиях «Группы Вагнера» сформировали вокруг ЧВК много мифов и сделали работу в военных компаниях желанной для десятков россиян.
Кто и зачем идет работать в ЧВК, сколько платят за войну и борьбу с пиратами, а также почему многие бойцы ЧВК на самом деле обычные охранники — в материале «Бумаги».
Как актер и сценарист пришел в ЧВК и боролся с сомалийскими пиратами
2008 год. Актер Михаил Пореченков решает переснять знаменитый боевик из 80-х — «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Ремейк получил название «День Д» и стал режиссерским дебютом актера. Дебют не удался: фильм с Пореченковым в роли русского Шварценеггера не окупился, собрал массу негативных рецензий критиков, а рейтинг на «Кинопоиске» поднялся чуть выше 3 баллов из 10. Больше Пореченков фильмов не снимал. Но «День Д» изменил жизнь как минимум одного человека — бывшего военного из Краснодара Геннадия Казачкова.
Казачков, прошедший первую чеченскую войну и другие горячие точки, попал на съемки фильма случайно, но в итоге прошел кастинг и даже сыграл эпизодическую роль — охранника главного злодея по кличке Эстонец. По сюжету он вынуждал героя Пореченкова убить президента Эстонии, чтобы занять его пост.
На съемочной площадке Казачков смог переброситься парой фраз с Пореченковым и спросить: «Почему у нас снимают всякую хрень?». Актер ответил, что в России просто нет нормальных сценаристов. Ответ поразил Казачкова — он решил, что сможет изменить ситуацию.
Бывший военный засел за учебники по сценарному мастерству и начал писать. К 2010 году Казачков уже зарабатывал как актер и сценарист и смог бросить прежнюю работу — после военной службы он долгое время работал руководителем ЧОП (частного охранного предприятия) и в личной охране и даже написал книгу «Телохранитель в России».
«Меня очаровала обстановка на съемочной площадке. А охрана со временем наскучила. Я не могу работать там, где неинтересно», — пояснил Казачков «Бумаге».
С тех пор Казачков продал несколько своих сценариев и сыграл в двух десятках фильмов и сериалов, включая «Морские дьяволы», «Литейный» и «Дружина», показанные на федеральных каналах «НТВ» и «Россия». Из-за сурового выражения лица и крепкого телосложения Казачков играет в основном преступников, военных или полицейских.
После 2015 года кинокарьера бывшего военного застопорилась, появились проблемы с деньгами. «Работа в кино очень неравномерная, нестабильная. Особенно с учетом того, что я живу не в Москве, а в Краснодаре», — объяснил Казачков. Он стал искать другую работу — уже не в кино, а по своему прежнему профилю.
В 2017 году друг Казачкова, зная о проблемах актера, порекомендовал его директору российской охранной компании «РСБ-Групп» (действует как ЧВК за границей через свои структуры в офшорах) — отставнику ФСБ Олегу Криницыну. Тот предложил работу бывшему военному. Благодаря рекомендации, Казачкову даже не пришлось сдавать никаких тестов. В марте 2017 года он уже выполнял свое первое задание и стоял с полуавтоматической винтовкой на яхте посреди Индийского океана.
Вместе с еще одним сотрудником ЧВК Казачков охранял катамаран, шедший в кругосветное путешествие. Защита яхте понадобилась на участке Аденского залива от Шри-Ланки до Суэцкого канала, где на судна часто нападают сомалийские пираты. Транзит занял 18 дней, но пираты так и не появились.
Спустя полтора месяца, в мае, Казачков выполнил аналогичное задание — охрана рыболовецкого траулера от Суэцкого канала до Шри-Ланки. Этот транзит занял 11 дней, всё снова прошло спокойно. За оба задания в сумме Казачков получил порядка 3000 долларов. Это стандартные деньги для работы в ЧВК, подчеркивает он.
Заработав, Казачков вернулся к написанию сценариев — сейчас он заканчивает работу над очередным сериалом. Но бывший военный признается, что ему понравилось в ЧВК и он не прочь поработать еще: «Там близкие мне по духу люди. Все-таки я больше ощущаю себя воином, чем киношником».
Почему сотрудники ЧВК охраняют супермаркеты и детские лагеря
«Зарплату задерживают на 2–2,5 месяца, большая текучка, охраняем нелегальные казино, бильярдные и рестораны», — так выглядит типичный отзыв о работе в российских ЧВК. В соцсетях и на сайтах отзывов о работодателях можно найти несколько десятков россиян, которые жалуются, что пытались устроиться в ЧВК, но после вступительных испытаний их в лучшем случае отправили работать обычным охранником или коллектором с соответствующей зарплатой. В худшем — взяли деньги за обучение и выдали сертификат о прохождении курсов в ЧВК.
Вместе с тем многие из них в соцсетях пытаются поддерживать образ профессионального военного. На аватарках — фотографии в камуфляже и с ружьем для пейнтбола наперевес, в разделе «Работа» — «ЧВК» или «наемник», на стене — репосты цитат из паблика «Солдат удачи» и скриншоты из игры Escape from Tarkov — разработки петербургской игровой студии, рассказывающей о конфликте двух российских ЧВК в вымышленном российском городе Тарков.
Главный редактор сайта «ЧВК.Инфо» (отслеживает деятельность военных компаний) Евгений Берсенев пояснил «Бумаге», что всего в России работает больше десятка организаций, которые позиционируют себя как ЧВК. Но достоверно известно только о двух компаниях, которые время от времени выполняют зарубежные контракты на Ближнем Востоке или в Латинской Америке через свои структуры в офшорах — «РСБ-Групп» и Moran Security Group. В основном они занимаются охраной морских судов или разминированием объектов.
Насколько часто появляются такие контракты и какова численность сотрудников этих ЧВК, достоверно неизвестно. В Moran Security Group заявили, что их сотрудники прямо сейчас работают за границей, но признали, что заказы появляются не так часто и в последнее время их стало меньше. Конкретных цифр в Moran не назвали, но подчеркнули, что «роль российских ЧВК на мировом рынке ничтожна». В «РСБ» отказались рассказывать о своей работе, назвав вопросы «Бумаги» «провокационными». Ранее в компании говорили, что могут привлечь к выполнению заказов до 2 тысяч человек, не раскрывая, насколько часто это происходит.
Берсенев пояснил «Бумаге», что даже эти две компании далеко не всегда имеют контракты и, например, «РСБ» приходится совмещать их выполнение с работой в формате ЧОПа, проведением платных курсов подготовки и продажей фирменных футболок.
Стабильно работать российским компаниям мешает большая конкуренция на мировом рынке и то, что ЧВК в России не легализованы, подчеркивает главред «ЧВК.Инфо». Теоретически за наемничество можно получить до 7 лет колонии, а за вербовку — до 15. Однако на практике эти статьи практически не применяются.