Один из отцов-основателей независимого телевидения в России Эдуард Сагалаев руководил Молодежной редакцией Центрального телевидения, был и начальником программы «Время», и генеральным директором первого канала, когда тот назывался «Останкино». Он был автором первой аналитической телевизионной программы «Семь дней» и в 1992 году пытался создать амбициозный американо-российский проект, совместно с Тедом Тернером и CNN. Его частный телеканал — один их первых в стране, ТВ-6, вышел в эфир в 1993 году, и вскоре Сагалаев стал деловым партнером другого крупного бизнесмена — Бориса Березовского, хотя был шанс сделать совместный бизнес с Владимиром Гусинским. Но сегодня, спустя годы, он больше всего сожалеет о том периоде, когда согласился вновь пойти работать на государство и возглавить ВГТРК в 1996 году, накануне выборов президента России. О сокрытии инфаркта президента накануне второго тура выборов как о самой большой в своей жизни лжи, о разочарованиях и романтизме, о свободе, времени, коллегах и о себе, Эдуард Сагалаев рассказал специально для проекта YeltsinMedia с удивительной откровенностью. «Новые Известия» приводят наиболее интересные отрывки из этого интервью.
О первых шагах российского телевидения
...И вот я вошел в кабинет. Сел за стол, увидел там, наверное, пятнадцать телефонных аппаратов, причем четырнадцать из них были прямые. Там надписи были такие: «Горбачев», «Крючков», «Язов», «Лукьянов» и так далее. И – такой чистый стол, по которому пробежала стайка рыжих тараканов. Я подумал, что это не к добру. Зазвонил один из этих телефонов, и я услышал отборный мат. На меня орал, брызгая слюной через трубку, совершенно разъяренный Михаил Полторанин, который был тогда вице-премьером (и министром печати) и, в общем, правой рукой Бориса Николаевича Ельцина в вопросах идеологии и пропаганды. Он стал на меня кричать, почему мы показали в программе «Время» сюжет, как новая власть дербанит имущество ЦК КПСС. Они врывались в здание ЦК, выносили оттуда оргтехнику, чуть ли не кресла тащили, а потом стали раздавать друг другу квартиры, а мы об этом показали сюжет в программе «Время». И он орал на меня: «Ты что творишь? Почему показал этот сюжет?». Я говорю: «Миша, но это же – правда, мы же не хотим сейчас на новом телевидении что-то скрывать от народа…» На что он мне сказал: «Ты заткнись, помни, теперь – новая власть и новые порядки». Я положил трубку и подумал, что опять попал в ситуацию, в которой уже был когда-то много лет, и стал думать, что должен создать свое телевидение, где на меня никто не будет орать, и где я буду делать все, что я хочу.
Восемь месяцев я проработал на посту генерального директора «Останкино», были там всякие ситуации, и – почище, чем с Полтораниным. И в итоге я создал такую структуру, которая называлась «Московская независимая вещательная корпорация». Конкурс был выигран абсолютно по-честному. У меня уже была репутация, и я создал такую компанию, в которой были представлены структуры, под которые нельзя было не дать частоту. Нам ее дали, и вот с этого момента и отсчитывается история канала ТВ-6 Москва. В первое время мы показывали, в основном, фильмы, и поэтому наш канал называли часто кинобудкой, но быть кинобудкой по тем временам, я считаю, было очень здорово. Мы показали мюзиклы с Элизабет Тейлор, которые вообще никто в Советском Союзе и России еще не видел. Нам давали свои фильмы Карен Шахназаров и Никита Михалков – бесплатно, просто потому, что это – первое в России независимое телевидение. Ну, и еще, конечно, я умел с ними договариваться. Мне Никита до сих пор не может простить, что я ему пообещал акции, но так и не дал…
Мы показывали и новости CNN (телеканал был создан совместно с CNN, - прим.ред.). Ну и появились свои первые программы — «Я сама» Юлии Меньшовой, «Акулы пера»… Я привлек к работе молодежь. Александр Пономарев был генеральным директором, Иван Демидов – главным продюсером, Саша Олейников – директором программ, Стас Кучер пришел, Сережа Доренко работал некоторое время… У нас появилась уже многомиллионная аудитория, очень преданная.
|