Судя по опросам, большинство россиян оценивают внешнюю политику своей страны не просто как успешную, но и как основание для национальной гордости. Это мнение сегодня в той или иной мере присуще всем социальным группам: от люмпенов до политической и бизнес-элиты. Даже среди тех, кто весьма критически воспринимает положение дел в экономике или социальной сфере, очень велика доля симпатизирующих международным достижениям Кремля последних лет. Из этих достижений, насколько можно судить, больше всего наше общество гордится двумя: «восстановлением государственного суверенитета» и «возрождением России как великой державы».
Действительно, если трактовать суверенитет как независимость (право государства свободно определять свои отношения с любыми субъектами мировой политики без ограничения или контроля со стороны другого государства или международной организации), то здесь с Россией мало кто в мире может потягаться. Точно так же в мире едва ли найдется другая страна, которая, обладая сравнимыми с Россией материальными ресурсами, могла бы позволить себе столь амбициозную и широкую внешнеполитическую повестку дня. Удивив своих зарубежных партнеров и посрамив многочисленных экспертов, Россия воистину смогла прыгнуть выше головы.
Однако такие прыжки всегда сопряжены с риском и далеко не всегда хорошо кончаются. Если на кухнях, вероятно, об этом не слишком задумываются, то в Кремле данное обстоятельство должно вызывать озабоченность. Уже сама по себе неизменная фиксация российского руководства на защите суверенитета и какой-то иррациональный страх его в одночасье утратить говорят о неуверенности.
Если для большинства других стран суверенитет — это капитал, который можно и нужно пускать в дело, то для нынешней России это скорее икона, на которую надлежит лишь молиться.
Поэтому и цена российского суверенитета крайне высока: из возможных союзников нам, как и во времена Александра III, приходится довольствоваться своей армией и флотом (к этой паре за последние полтора века прибавились разве что воздушно-космические силы).
Что касается возросшего международного влияния России, то и тут требуются оговорки. Россия действительно сегодня располагает возможностями существенно влиять на международную ситуацию как на региональном, так и на глобальном уровне. Но главным образом в одном измерении — военно-политическом. Ее воздействие на экономические, социальные, финансовые, технологические процессы в мире гораздо меньше. Во многих очень важных и быстро развивающихся сферах это влияние находится на уровне статистической погрешности. Невольно вспоминается старый советский анекдот о том, что самой независимой страной в мире является Монголия, поскольку от нее в мире практически ничего не зависит.
Если центр тяжести мировой политики начнет смещаться в невоенные сферы, российское влияние неизбежно будет девальвироваться. Например, когда в Сирии все-таки завершится бесконечная гражданская война и когда главной задачей станет экономическое восстановление разрушенной страны, то для Дамаска относительная важность Москвы начнет сокращаться независимо от того, кто конкретно будет находиться на вершине сирийской власти в это время. Сирийские лидеры начнут разворачиваться в сторону других партнеров, способных предложить масштабные программы экономической помощи, инвестиции, новые социальные практики и новые технологические решения.
|