Уже в ближайшие дни — до 29 января 2018 года — Минфин США, управление Директора национальной разведки и Госдепартамент должны предоставить в конгресс США доклад о том, в отношении кого из «российских олигархов» и чиновников могут быть наложены новые американские санкции.
Этого требует от них закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, H.R. 3364), который был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года и вступает в силу в феврале 2018 года.
Статья 241 закона предписывает трем американским правительственным агентствам в срок до 29 января 2018 года подготовить и представить Конгрессу доклад с перечнем приближенных к президенту России Владимиру Путину российских олигархов, а также квазигосударственных cтруктур. После этого Конгресс примет решение о введении против лиц, попавших в «кремлевский доклад», санкций. Сам санкционный список будет составлен Офисом по контролю над иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Минфина США.
18 января стало известно, что сенаторы-республиканцы Роджер Викер, Марк Рубио, Кори Гарднер и Линдси Грэм потребовали внести в санкционный список российского миллиардера Алишера Усманова F 5 и генерального прокурора России Юрия Чайку. Свое требование сенаторы изложили в письме на имя госсекретаря США Рэкса Тиллерсона, министра финансов Стивена Мнучина и директора Национальной разведки Дэна Коутса.
Сенаторы, со ссылкой на публикации «Новой газеты», Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ), заверили, что Чайка и Усманов вовлечены в коррупцию. При этом Усманов представлен сенаторами как «один из наиболее влиятельных российских олигархов, близких к Кремлю и имеющих долю в ведущих медиа». Про Чайку сенаторы сообщили, что его «близкие родственники« вовлечены в деловые отношения с компанией «Авилон», которая поставляет автомобили для госучреждений, в том числе для Генпрокуратуры.
Чем грозит миллиардеру и чиновнику упоминание в докладе? И смогут ли они оспорить в судах свое попадание в санкционные списки, если такое произойдет? На эти вопросы Forbes ответили американские и российские юристы, занимающиеся вопросами санкций.
Попадут ли Усманов и Чайка в «кремлевский доклад»?
Статьи 241 и 243 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (H.R. 3364) de facto расширяют возможности применения санкций на «наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов», определяемых по «их близости к российскому режиму и размеру их состояния», а также по «их отношениям с президентом Путиным или другими членами правящей российской элиты», по их «вовлеченности в коррупцию» и по размеру состояния, источникам доходов, активам и бизнес-интересам как самих этих лиц, так и членов их семей, в том числе супругов, детей, родителей и братьев/сестер.
Ранее основанием для включения в санкционные списки были действия, нарушавшие территориальную целостность Украины или режим ранее введенных санкций. То, что в новом законе речь идет, в том числе, о «вовлеченности в коррупцию», не случайно.
Вероятность попадания тех, кого Вашингтон считает коррупционером, в санкционные списки «прямо предусмотрена статьей 227 закона H.R. 3364 («Обязательное введение санкций в связи с коррупцией в Российской Федерации»), сообщил Forbes преподаватель кафедры международного права МГУ Сергей Гландин.
По мнению адвоката из Майами Эвелины Либхен, имеющей многолетний опыт работы с российскими клиентами, реверанс в сторону закона об иностранных коррупционных практиках придает ситуации новый контекст. «Это прозрачное напоминание о настойчиво расширяющихся рамках американской юрисдикции», — отметила она.
Об этом же заявил в беседе с Forbes и налоговый адвокат по уголовным делам из Майами Деннис Кэйнен. «В той мере, в которой иностранные лица используют американский рынок для получения взяток, они находятся в поле американской юрисдикции. Их деятельность может быть расследована, и им могут быть предъявлены обвинения Министерством юстиции США за нарушения Закона об иностранных коррупционных практиках», — сказал он.
Кэйнен пояснил, что США не могут полностью контролировать коррупцию в мировых масштабах, но если дело касается людей, приобретших дурную славу в глазах американского правительства, то Вашингтон может использовать статьи этого закона как дополнительный способ наказания таких лиц.
Партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills Алексей Панич согласен с тем, что в конечном итоге лица, которые окажутся в докладе, представленном в конгресс, могут затем быть подвергнуты санкциям. «Все волнуются потому, что прослеживается или по крайней мере декларируется некоторая связь между этим списком и санкционным списком, который формирует OFAC», — пояснил он.